Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.
Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.
- Понятие федеральной собственности
- Законодательство
- Основания для возникновения
- Земли федеральной собственности
- Процедура разграничения федеральной собственности на землю
- Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
- При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
- Особенности передачи
- Перечень форм и видов прав собственности на землю
- Законы РФ о формах владения
- Основные формы
- Государственная
- Федеральных субъектов
- Муниципальная
- Частная форма
- Виды владений
- Постоянное (бессрочное) пользование
- Пожизненное наследуемое владение
- Аренда
- Сервитуты на ЗУ
- Заключение
- Право собственности на землю юридических лиц
- Введение
- 1. Право собственности на землю юридических лиц: понятие, содержание
- 2. Право собственности иностранных юридических лиц на земельные участки
- 3. Проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами
- Собственность на землю граждан и юридических лиц
- Частная собственность на землю и ее виды в РФ
- Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность
- Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность
- Объекты и субъекты частной собственности на землю
- Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином
- Приобретение земельного участка из муниципальной собственности
- Процедура оформления земли в частную собственность
- 🎬 Видео
Понятие федеральной собственности
Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.
Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:
- В муниципальной собственности;
- В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
- В собственности граждан – физических лиц.
Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.
Законодательство
Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:
- Земельного кодекса (ЗК РФ);
- Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Лесного кодекса;
- Иных федеральных законов и постановлений правительства.
Основания для возникновения
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:
- Принятия соответствующих законов;
- Разграничения государственных земельных владений;
- Приобретения земель правительством РФ.
В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.
Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.
Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:
- У частных лиц;
- У муниципальных образований;
- У других государств.
Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.
Земли федеральной собственности
Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:
- Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
- Земли органов власти и их представительств;
- Земли казённых и унитарных предприятий;
- Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
- Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
- Земли лесного и водного фондов;
- Земли заповедников;
- Земли обороны;
- Закрытые города;
- Земли резерва.
Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.
Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.
Процедура разграничения федеральной собственности на землю
Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:
- Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
- Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
- Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
- Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.
В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.
https://www.youtube.com/watch?v=fPHx8ITlAHw
Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.
На практике это выглядит следующим образом:
- Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
- Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
- Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
- Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
- Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.
Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.
Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.
Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:
- При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
- В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
- В целях реализации плана застройки и/или развития территории.
Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:
- Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
- Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
- Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
- Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
- Согласование процедуры передачи;
- Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.
При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.
Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.
В заявлении должны быть указаны сведения:
- О целях передачи земель;
- О кадастровом номере участка;
- О муниципальном образовании.
В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:
Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;
- В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
- Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
- Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.
Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.
Особенности передачи
Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.
Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:
- Земель органов власти и государственных учреждений;
- Земель федеральных казённых предприятий;
- Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
- Особо охраняемых земель и земель лесов;
- Земель особых экономических зон;
- Земель, занятых стратегически важными объектами;
- Переданным субъектам РФ земель;
- Зарезервированных государством земель.
Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:
- Из бюджета муниципалитета;
- Из регионального бюджета.
Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.
Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=AiyOIe11Gug
Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.
Видео:Право собственности юридических лицСкачать
Перечень форм и видов прав собственности на землю
Владеть землей в России могут частные, юридические лица, муниципальные образования, государство.
Права всех собственники земельных участков одинаково защищены. Но при этом есть различия в видах прав.
В статье описываются все формы земельной собственности и законодательные акты, регулирующие правовой статус земельных участков.
Законы РФ о формах владения
Основополагающими законами, разъясняющими право землепользователей являются:
- Конституция РФ, ст 8, 9, 36. Статья 8 закрепляет равные значения разных форм собственности. В ст. 9 и 36 разъясняются понятия частной собственности на землю.
- Гражданский кодекс РФ, гл. 17 рассматривает возникновение вещных прав на землю, в том числе разных форм собственности, сделок с участками, аренде, бессрочном пользовании, сервитуте и т.д.
- Земельный Кодекс РФ (действующая редакция с 2021 г) в главе 3 ст. 15-19 регламентирует в деталях возникновение прав на пользование земельными участками, распоряжение данным имуществом собственниками. Ими могут быть государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юридические лица.
Справка! На основе данных законов реализуются права собственности на землю, включающее владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования угодий.
Основные формы
В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.
Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.
В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.
Формы собственности на земельные наделы | |||
Государственная | Муниципальная | Частная | Прочие формы |
ФедеральнаяСубъектов | Административных районовГородов, сел, префектур | ФизлицЮрлиц | ОбщаяСовместнаяДолевая и т.д. |
Государственная
К этой форме относятся федеральные владения — земли, принадлежащие Российской Федерации и земельные угодья субъектов РФ.
Федеральная собственность распространяется на ЗУ, которые не переданы другим владельцам.
Это земли, предназначенные для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, общегосударственных нужд. Федеральная собственность исключает наличие бесхозных ЗУ.
Распоряжаются угодьями федеральные органы власти, строго обязательное использование всех наделов не предусмотрено. Границы владения разграничиваются между землями субъектов РФ.
Важно! ЗУ могут быть переданы для распоряжения юридическим лицам в случаях, когда это допускается законодательством. Полученная рента от этого используется для народных интересов.
Федеральных субъектов
Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.
Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.
https://www.youtube.com/watch?v=IGJ-PxfWp6o
Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.
Муниципальная
Это земли, находящиеся во владении административно-территориальных единиц. Земельные участки районов, городов, сельских поселений, префектур.
Их предназначение — удовлетворять социально-экономические потребности населения, проживающего на данной территории. Использование земель осуществляется в строгом соответствии с назначением участков.
Частная форма
Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.
Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.
Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.
Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.
Виды владений
Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.
Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре. Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.
Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.
Постоянное (бессрочное) пользование
Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.
Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.
Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь, но передавать его по наследству не могут.
Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.
Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.
Пожизненное наследуемое владение
Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2021. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.
Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.
Аренда
Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).
Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.
Сервитуты на ЗУ
Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.
Особенностями сервитутов являются:
- сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
- внесение фактов обременения в кадастровые акты;
- возможность получения хозяином платы за использование участка;
- другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.
Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:
- Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
- Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
- По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.
Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками.
https://www.youtube.com/watch?v=iFMPLP2bx3g
Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2021). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.
Заключение
Различия прав и видов собственности — это разделение понятий землевладение, землепользование.
В каждом из них заложены принципы законного регулирования вопросов, касающихся всех владельцев земельных наделов, коими могут быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, другие территориальные образования, а также граждане и юрлица.
Знание норм законов РФ по земельным вопросам позволит каждому разобраться в сложных проблемах, возникающих при заключении сделок с земельными наделами, и избежать ошибок.
Видео:8.4. Виды права собственностиСкачать
Право собственности на землю юридических лиц
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Институт переподготовки специалистов
Кафедра государства и права
Земельное право
Письменное контрольное задание
для студентов заочного обучения
Тема: Право собственности на землю юридических лиц.
Студентка Киселева Ю. А
Группа 09304
Преподаватель Шишкина Н. В
Новосибирск 2011
Оглавление
Введение
Актуальность темы обусловлена следующим: первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества.
Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.
9 Конституции РФ1, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В России публичная собственность на землю традиционно играла особую роль. На протяжении столетий происходило то усиление роли государственной собственности и ограничение пределов права частной собственности на землю, то намечалась тенденция к их расширению. В данный момент право частной собственности на землю становится все более распространенным.
Право частной собственности на землю включает в себя право собственности физических и юридических лиц и является одним из условий экономической свободы.
В ЗК РФ2 земля рассматривается как объект недвижимости, единство земельных участков и прочно связанных с ними объектов, как объект права собственности и прав на землю. Однако в нем не определяется место земельных участков в праве собственности юридических лиц. В ст.
78 ЗК РФ предусматривается, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями. Дальнейшее содержание упомянутой статьи показывает, что термин «использование земли» употребляется не в правовом, а экономикотехническом смысле, так как земли могут использоваться также и опытнопроизводственными, учебными, учебноопытными и учебнопроизводственными подразделениями научноисследовательских организаций, общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля для научноисследовательских, учебных и иных целей. Статья 5 ЗК РФ не называет в качестве участников земельных отношений подразделения юридических лиц. В ЗК РФ нет упоминания о соотношении земельных участков с другими объектами, имуществом юридического лица, за исключением п. 1 ст. 65 ЗК РФ, из которого можно сделать вывод, что в будущем предполагается единый налог на недвижимость, включающий ставку и за землю и находящиеся на ней здания, строения, сооружения.
https://www.youtube.com/watch?v=_SHXLLdiXqQ
Данная проблематика разрабатывалась в работах таких авторов как: Арзуманян А.В., Бериев Т.В., Братусь С.Н., Галиева Р., Горемыкин В.А., Елисеева И.А., Колесова О.Н., Крассов О.И., Поляков Д.С., Скловский К.И., Сыродоев Н.А., Черноморец А.Е., Шкредов В.П., Якимов А.А. и др.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования собственности на землю юридических лиц.
Предмет исследования – институт права собственности на землю юридических лиц.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем правового регулирования права собственности на землю юридических лиц и поиск путей их решения.
Задачи исследования:
— исследовать право частной собственности на землю юридических лиц;
— проанализировать особенности права собственности иностранных юридических лиц на земельные участки;
— выявить проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания и ряд частно-научных методов, таких как: исторический, формально-логический, системно-структурный и формально-юридический.
Сочетание указанных методов позволило осуществить наиболее полный научный анализ исследуемого явления, выявить его сущность, определить недостатки правового регулирования.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает в себя введение, три параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Право собственности на землю юридических лиц: понятие, содержание
В соответствии с ЗК РФ (ст. 5 п. 2) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия вправе осуществлять приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся у них в пользовании земель. 3
Право частной собственности юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях:
1) при приватизации государственных и муниципальных земель;
2) наследовании;
3) дарении;
4) купле-продаже;
5) обмене или сделках с землей;
6) в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.
В соответствии с земельным законодательством РФ юридические лица вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ)4.
Земельные участки из государственных и муниципальных земель юридические лица и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.
Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.
Юридические лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 260 ГК РФ5). В ст. 261 ГК РФ дано понятие земельного участка как объекта права собственности. В соответствии с п.
2 данной статьи, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.
Для приобретения права частной собственности и других прав на земельный участок юридические лица обращаются в орган управления землей с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Орган управления землей в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность, федеральным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям — на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Он готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка соответствующий орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана) и градостроительной документации обеспечивает в месячный срок изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Орган управления землей в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении данного земельного участка заявителю и направляет ему копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление его кадастровой карты (плана).
Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.
https://www.youtube.com/watch?v=4dx_1gTXRLY
Право частной собственности юридических лиц на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.
2. Право собственности иностранных юридических лиц на земельные участки
По общему правилу, российские и иностранные юридические лица имеют равные права в отношении земель. Однако, согласно ст.
15 ЗК РФ иностранные юридические лица не могут обладать земельными участками на праве собственности в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Федеральным законом о государственной границе РФ, в иных особых территориях в соответствии с федеральными законами.
Иностранные юридические лица, международные организации с участием иностранных и российских юридических лиц, иностранные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.
Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не только на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК).
3. Проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами
Российское законодательство под частной собственностью понимает имущество и земельные участки, находящиеся у юридических лиц. А между тем, юридические лица неодинаковы. Есть среди них государственные и муниципальные предприятия. Они иногда осуществляют свою деятельность на землях, не имеющих статуса частной собственности.6
Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религиозными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.
Поэтому проблема определения субъектов частной собственности на землю и другие природные ресурсы требует своего решения.
Существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду:
1) именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества;
2) в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве взноса его учредителем (участниками, членами), а также имущество, произведенное по иным основаниям в процессе деятельности (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК РФ);
3) юридическое лицо, подобно другим собственникам, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону, иным правовым актам и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц;
4) в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов.
Как в юридической литературе, так и в законодательстве есть разные мнения на правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций, в которых установлена общая собственность на землю.
Сторонники одной позиции полагают, что субъектами права собственности должна признаваться сама сельскохозяйственная организация как юридическое лицо, а не ее члены, которые в связи с передачей земельной доли, принадлежащей отдельным членам, в уставный капитал сельскохозяйственной организации как юридического лица после государственной регистрации учредительного договора становятся субъектами этой общей собственности.7
Другая точка зрения сформулирована в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан»8, в котором предусмотрено право собственника земельной доли распоряжаться ею по своему усмотрению.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»9 и Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г.
«Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» 10 разрешалось приобретать земельные участки на праве собственности не только гражданам и объединениям, но и любым юридическим лицам.
https://www.youtube.com/watch?v=XiNAdTUwLWg
В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничений объектов права собственности юридических лиц.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения продаются в частную собственность сельскохозяйственного профиля по нормативной цене.
Видео:8.1. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имуществаСкачать
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю граждан и юридических лиц
В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.
Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.
Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».
Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.
Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.
Частная собственность на землю и ее виды в РФ
Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.
При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.
На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:
- индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
- общая собственность.
Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.
Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:
- в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
- по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).
При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:
- совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
- долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).
Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность
Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст.
28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату.
Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.
В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=gZp0TkhH_lE
Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.
Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность.
Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам.
Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.
Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.
Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность
Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:
- изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
- ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).
Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:
- своевременная оплата земельного налога;
- осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
- соблюдение регламента градостроения;
- своевременное использование и облагораживание территорий;
- эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.
Объекты и субъекты частной собственности на землю
Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:
- земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
- земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.
При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:
- индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
- качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
- кадастровая оценка стоимости земельного участка;
- оборотоспособность территории;
- делимость участка, т.е. соответствующий размер.
Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.
Субъектами частной собственности считаются:
- физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
- юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином
Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:
- На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
- После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
- Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
- Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.
Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).
Перечень запретных приграничных территорий устанавливает лично Президент РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=7jp6nCIAWsE
Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.
Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.
Приобретение земельного участка из муниципальной собственности
Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:
- приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
- выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
- приобретение земли по праву бессрочного пользования;
- выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
- покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
- приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
- выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.
Процедура оформления земли в частную собственность
Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:
- Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
- После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
- На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
- Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
- После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.
Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.
🎬 Видео
Гражданское право || Право собственностиСкачать
Земельное право. Лекция 1. Права собственности и иные вещные права на землюСкачать
8.5. Ограниченные вещные праваСкачать
Право 11 класс (Урок№3 - Право собственности и его виды. Защита неимущественных прав.)Скачать
8.2. Приобретение права собственностиСкачать
Собственность. Право собственности. Имущество.Скачать
Тема Право собственности граждан и юридических лицСкачать
Как оформить право собственности на землю?Скачать
Земельное право || Земля как объект права собственностиСкачать
Обществознание 10 класс (Урок№34 - Право собственности.)Скачать
Понятие, формы и виды права собственности на землюСкачать
Регистрация права собственности в МФЦ: плюсы и минусыСкачать
Изменения закона о праве собственности на недвижимостьСкачать
Право собственности. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществомСкачать
Лекция 6.1. Собственность. Формы и видыСкачать
Оформление земельного участка в 2024 году. Варианты и Нюансы. Подробный гайдСкачать
Приобретательная давность. Приобретение права собственности по сроку владенияСкачать