Определение 1
Политический режим – это совокупность различных методов и средств осуществления управления государством через определенную политическую власть.
Политический режим характеризует правовые и гражданские нормы, возникающие между обществом и государственным аппаратом. Политический режим – это более широкое понятие, чем государственный политический режим, так как включает характеристику политического поведения групп населения, государственных политических партий и объединений.
Сторонники системного подхода отождествляют понятие «политический режим» и «политическая система». Данные понятия характеризуют политическую жизнь страны с разных сторон: «политический режим» обозначает методы и средства реализации взаимосвязи общества и политической власти, «политическая система» показывает характер взаимосвязей с внешней средой.
Замечание 1
Вся классификация политических режимов основана на отличительных признаках исполнительной и законодательной функциях государства.
По данному признаку выделяют: абсолютную монархию (слияние властей), президентскую республику (режим разделения властей), парламентскую республику (режим сотрудничества).
Однако, такое толкование исключает воздействие других политических институтов (групп давления, партийной системы). Формы правления более объективно представлять, как компонент политического режима.
- Курсовая работа 490 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 220 руб.
В европейской политической науке общепризнанно определение политического режима М. Дюверже, дополненное и уточненное Ж.-Л.
Кермонном: политический режим – это определенная совокупность разных систем политических партий, различных типов принятия решения, способа ания, групп давления, включающая определенную партийную систему, структуру институтов, принцип легитимности, роль и форму государства.
- История развития политических режимов в России
- Политический режим в современной России
- Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта
- Самоизоляция и режим повышенной готовности
- Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение
- Поправки в законодательство
- Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь
- Что такое режим ЧС
- Чем режим ЧС отличается от ЧП
- Минусы
- Плюсы
- 🎦 Видео
История развития политических режимов в России
На протяжении всей истории развития общества России политическая власть реализовывалась различными способами. Если кратко, то в политической истории России можно выделить три периода:
- досоветский период;
- советский период;
- постсоветский период.
Для этих периодов характерны особые, специфические формы политического и государственного правления в России. Не смотря на отличительные признаки, всем периодам в большей степени свойственна автократия, чем демократия.
Со времен правления Ивана III до Октябрьской революции 1917 года для наиболее эффективного функционирования общества в России, состоящего из нескольких сословий и представляющего собой на тот момент неоднородное образование как в полиэтническом, так и в мультикультурном отношении, политический режим имел вид абсолютизма.
Как форма автократии, абсолютизм в России иногда усиливал свою жесткость (времена правления Ивана IV и Петра I), иногда перетекал в умеренную авторитарную систему, обладающую элементами парламентаризма (Государственная Дума) и многопартийности (конец правления Николая II). Вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха, опирающегося в своем царствовании как на традиции, так и на разветвленный аппарат реализации власти.
В начале XX в. в России одна форма автократии сменяется другой формой. После Октябрьской революции 1917 года в стране установился особый авторитарный политический режим – диктатура пролетариата. В. И.
Ленин определял диктатуру пролетариата, как определенный класс, включающий фабрично-заводских и городских рабочих, которые могут руководить всеми трудящимися и принять самое активное участие в построении нового общественного, социалистического строя.
В реальности в России был создан новый политический режим партийной номенклатуры. За весь период нахождения Советов у власти рабочих в составе правительства было крайне мало. В Коммунистической партии рабочих было меньше половины.
Государство возглавили профессиональные революционеры, сосредоточившие в своих руках всю законодательную, судебную и исполнительную власть, монополизировали национальную собственность.
https://www.youtube.com/watch?v=u6u-vZwjAA4
Сформировался класс партийно-государственной номенклатуры, у которого в приоритете была олигархическая природы власти. Социальную структуру власти представляли Советы и Коммунистическая партия. У власти оказалось меньшинство, осуществляющее власть над большинством.
Властные структуры опирались на эффективный пропагандистский аппарат, средства политического террора, разветвленную карательную систему и способы борьбы с инакомыслием. Со временем политический режим стал приобретать черты тоталитарности.
Политический режим в СССР можно представить, как «диктатуру номенклатуры». Данный режим пытался реагировать и удовлетворять социально-экономические потребности населения.
На отдельных этапах исторического развития Советского Союза тоталитарный режим имел признаки авторитарности (во времена Н.С. Хрущева).
Политический режим в современной России
В конце XX века в России произошло падение режима партийной номенклатуры. В 1993 г. система Советов, формально выступающая основой всего механизма функционирования власти в государстве, была упразднена. Стали создаваться новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления.
В тоже время государственная власть в России по характеру и по существу осталась авторитарной. Был установлен политический режим личной власти президента Ельцина Б. Н. Авторитарные начала во власти можно встретить и сегодня. В руках Президента, главы РФ, сосредоточена значительная доля власти.
Потенциально авторитарный режим может обеспечить сосредоточение ресурсов на основных направлениях становления и развития общества; эффективно отвечать на проблемы, возникающие на внешнем или внутреннем секторе.
Авторитарный режим в России конца XX века имеет ряд своих особенностей:
- чрезмерная концентрация власти в руках главы государства, Президента;
- зависимость общества от субъективной воли главы государства;
- политическая элита главным образом коррумпированная, заинтересованная в продвижении собственных эгоистических запросов;
- недостаточная степень разделения политических функций и ролей, неразвитость всего политического механизма;
- пирамидальная структура власти;
- высокая степень субъективизма и инерционности.
Политический режим в России в период президентства Б.Н. Ельцина показал свою низкую социально-экономическую эффективность. Данный режим не мог гарантировать конституционные права и свободы граждан, быстро и объективно реагировать на возникающие у населения потребности.
В условиях значительной концентрации власти у президента и исполнительных органов возможности действенного и постоянного контроля за их деятельностью со стороны общества и со стороны законодательной власти фактически отсутствует, что создает благоприятные предпосылки для коррупции и бесконтрольного расходования федеральных средств. Инструментом контроля может выступать зрелая партийная система или объективные и независимые средства массовой информации. Формирование конкурентной партийной системы, которая способна выразить интересы всех социальных групп на данном этапе ее не завершено.
С 2000-х годов в России наблюдается трансформация политического режима, получившая свое развитие с приходом к власти президента В.В.
Путина, стремящегося осуществить реальные современные социально-экономические преобразования, способных учесть потребности самых широких слоев общества.
Но этому препятствует, если кратко, доставшееся «наследие» в виде высокой степени преступности, нищеты значительных слоев общества, продажности и коррумпированности чиновников, угрозы распада Российской Федерации.
В.В. Путин в современной России пытается выстроить новый политический режим в виде делегативной демократии или модели управляемой демократии, когда опора делается на подавляющее большинство общества.
Поддержку общества можно получить через эффективную экономическую политику, социальную защищенность населения, рост уровня жизни. При режиме управляемой демократии значительная власть сконцентрирована в руках президента.
Это позволяет легитимизировать политические решения президента в законодательных актах, получить со стороны народа поддержку политического курса.
Однако при отсутствии системной оппозиции такой режим может перерасти в авторитаризм, режим личной власти.
https://www.youtube.com/watch?v=T35KBGGXvfE
Во время президентства Д.А. Медведева модель управляемой демократии в политическом режиме сохранилась. Отличительная черта – Медведев пытался расширить социальную базу за счет включения в нее как сторонников Путина, так и его противников.
Отсутствие развитых политических институтов в России, финансовый кризис, конституционные изъяны, отсутствие собственной политической партии показали низкую эффективность режима управляемой демократии при Медведеве.
Правительство выполняло в большей степени не политические функции, а технические.
Замечание 2
Возвращение В.В. Путина на пост Президента России дает надежу на консолидацию общества на принципах минимизации неравенства, солидарности и справедливости. Достичь этого можно только при эффективной современной социально-экономической политике, демократизации политического режима и успешной борьбе с коррупцией.
Видео:Какой режим построен в России?Скачать
Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта
Самоизоляция или ЧП: кто заплатит по счетам?
Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введенный в Москве и ряде регионов России, не вполне соответствует нормам законодательства.
При этом меры, принятые в Татарстане и Башкирии, имеют под собой юридическую основу, считает политолог Карина Горбачева. Ситуация способствовала быстрому принятию ряда законопроектов в Госдуме.
В колонке, написанной специально для «Реального времени», Горбачева рассуждает, чем государству выгодна «самоизоляция» и почему в стране не вводят режим чрезвычайного положения.
30 и 31 марта регионы ввели у себя режим самоизоляции. Локомотивом стали Москва и Московская область, которые первыми ввели режим повышенной готовности, а спустя время его ужесточили ограничениями, охватившими всех его жителей.
Напомним, что еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения в указ Сергея Собянина, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью.
В понедельник глава правительства Михаил Мишустин призвал всех губернаторов последовать примеру Москвы и Московской области, и вот уже ко вторнику почти половина субъектов ввела у себя аналогичные меры.
Попутно во всех регионах разрабатывается система пропусков для работников предприятий, которые продолжают ходить на работу, и система контроля за перемещением граждан (первая подобная система была запущена 1 апреля в Татарстане).
Однако столь быстрое развитие событий не помешало юристам и аналитикам успеть заметить, что правовая основа данных мер достаточно неопределенна.
Фото Максима Платонова Еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью
Самоизоляция и режим повышенной готовности
Указ мэра Москвы от 5 марта 2021 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятый в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стал основой для аналогичных указов глав регионов в остальных регионах России. Однако на момент его подписания и многочисленных редакций он был отнюдь не бесспорным с юридической точки зрения.
Так, с одной стороны, он опирается на ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с ним устанавливает режим повышенной готовности. При этом п. «а» ч. 10 ст.
4 данного закона допускает при введении такого режима ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с этим меры по ограничению передвижения по территории, вводимые Указом Собянина, как и нормативными правовыми актами, например, в Башкортостане и Татарстане, имеют юридическую основу.
Заметим, что меры эти разнятся — так, в Москве продолжает работать общественный транспорт, тогда как в Татарстане межмуниципальные перевозки остановлены, а в Башкирии и вовсе введен запрет на въезд личного транспорта, не зарегистрированного на территории муниципальных районов и городских округов. Однако есть и точка зрения, что в законе подразумевается не запрет на передвижение внутри города, а закрытие въездов и выездов на территорию ЧС.
https://www.youtube.com/watch?v=LQu1_q32L0s
С другой — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает также режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако Указ мэра Москвы, а также указы глав регионов и постановления региональных правительств вводят именно режим повышенной готовности.
И хотя многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является правовой основой только для осуществления мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина.
Многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима
Таким образом, закон, на который ссылается принятый в Москве Указ, ставший образцом для подписания аналогичных документов в регионах, не содержит в себе оснований для введения полного спектра мер по ограничению прав людей. И хотя введение этих ограничений считается оправданным, следует понимать, какие же нормативные правовые акты могут действительно стать правовым основанием для них.
Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение
Статья 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, а статья 56 ч. 1 уточняет, что эти ограничения могут быть установлены в условиях чрезвычайного положения.
понятия «чрезвычайное положение» раскрыто в ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении», который устанавливает, что это есть особый правовой режим деятельности, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
В качестве обстоятельств, при которых может быть введен режим чрезвычайного положения, указываются, например, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии.
Особенность режима чрезвычайного положения в том, что он вводится президентом РФ и затем утверждается Советом Федерации. Однако этот режим имеет и некоторые другие важные особенности. Одной из важнейших особенностей этого режима является то, что в соответствии с ч. 2 ст. 29.
2 ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Фото Ильи Репина Текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги
Именно эту особенность режима чрезвычайного положения, а именно обязанность государства возмещать материальный ущерб от обстоятельств введения данного режима, называют в качестве причины, почему возникла путаница с правовой основой вводимых ограничений прав граждан.
Учитывая, что текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги, можно представить, какая нагрузка ляжет на бюджет государства в случае введения чрезвычайного положения. При этом уже введенный режим повышенной готовности, или по-простому «режим самоизоляции», не гарантирует возмещение материального ущерба вследствие введения мер по предотвращению чрезвычайной ситуации.
Поправки в законодательство
Стоит обратить внимание, что параллельно развитию ситуации с коронавирусом COVID-19 в течение двух дней были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы.
Принятые изменения, в частности, изменения в ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняют, что чрезвычайная ситуация — это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст. 1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»).
Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне.
Также правительство наделяется правом, в случае чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать ограничения (но не более чем на 90 дней) на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Таким образом, принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений, которые уже введены на территории страны.
https://www.youtube.com/watch?v=qpeUArXjipw
Пока общество пытается осознать происходящее и надеется на введение режима чрезвычайного положения, которое, по его мысли, узаконит принятые ограничения и даст какую-никакую компенсацию населению, государство работает над законодательством, создавая себе правовые возможности для обоснования вводимых мер. Мер, которые являются новшествами в юридической реальности страны, во всех ее регионах.
ОбществоВласть БашкортостанТатарстан
Видео:💥Дроны кошмарят Россию! Введен режим ЧП. Громкие взрывы по всей странеСкачать
Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь
Президент Владимир Путин продлил до 30 апреля режим нерабочих дней — карантикулы, объявленные с 30 марта по 5 апреля. «С учетом ситуации будем принимать другие решения. Если ситуация позволит, нерабочий период может быть сокращен», — сказал президент в ходе обращения к нации.
Ужесточать режим глава государства не стал, сказав, что регионы сами будут принимать такие решения на своей территории.
Между тем в России растет число заболевших: за минувшие сутки зарегистрирован 771 новый случай, общее число инфицированных достигло 3548 человек.
Заболеваемость набирает обороты, а значит, регионы могут начать массово вводить у себя режим ЧС — следующий шаг после режима повышенной готовности, который уже действует в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
В случае ухудшения обстановки режим ЧС может быть объявлен и на территории всей страны. 1 апреля Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству единолично устанавливать режим чрезвычайной ситуации на территории России. Раньше такие полномочия были у правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством главы МЧС.
Что такое режим ЧС
Согласно определению из ФЗ-68 («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По новому закону, который вступил в силу 1 апреля 2021 года, этот перечень дополнен словами про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Таким образом, эпидемия коронавируса становится официальным поводом для введения ЧС.
В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС:
- Повседневный. Осуществляется в нормальной обстановке. В штатном режиме службы следят за состоянием природной среды, проводят превентивные меры для предупреждения ЧС.
- Режим повышенной готовности. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России, в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
- Режим ЧС. Егочасто путают с режимом ЧП — чрезвычайного положения. Между ними есть важные различия.
Чем режим ЧС отличается от ЧП
- Режим чрезвычайной ситуации
Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других).
Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения.
Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
https://www.youtube.com/watch?v=KaKvjOg1kRk
Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.
- Режим чрезвычайного положения
Самая крайняя мера. Его вводит президентпри ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.
Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены.
В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке.
Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.
Минусы
Во время режима ЧС власти могут ограничивать конституционные свободы граждан. А когда режим снимают, обществу предстоит справиться со многими негативными экономическими последствиями.
- Ограничение свободы передвижения: запрет доступа людей и транспортных средств на территорию ЧС.
- Ограничение на срок до 90 дней оптовой и розничной торговли медизделиями и лекарствами по списку, который составит правительство.
- Сокращение основных производственных мощностей.
- Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы.
- Снижение уровня жизни населения.
- Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг.
- Расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Плюсы
При этом введение режима может немного облегчить жизнь бизнесу. Так, если введут режим ЧС, это позволит предпринимателям:
- Освободиться от уплаты арендных и коммунальных платежей.
- Не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в большинстве договоров ЧС относится к форс-мажорам, в отличие от режима повышенной готовности.
- Воспользоваться введением правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве. Во время моратория нельзя обратиться за взысканием на заложенное имущество должников. Также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, которые возникли еще до введения моратория. Но арест с имущества должника не снимается.
- Возместить убытки. По закону, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства.
Читайте нас в соцсетях:
🎦 Видео
Авторитарные режимы в 21 веке / @Max_KatzСкачать
Какой политический строй сложился в России? | Опрос в МосквеСкачать
Почему режим правления в России считают ФАШИСТСКИМСкачать
Россия после Путина: 3 сценарияСкачать
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭСкачать
Почему Россия не может быть демократией [CR]Скачать
Кремль в огне! Вооруженное восстание в России и свержение режима Путина - Михаил ШейтельманСкачать
НАКИ: ОПА! Массовое ДЕЗЕРТИРСТВО в армии РФ! Путину уже ДОЛОЖИЛИСкачать
Кремль скрывает: в Ингушетии вспыхнула война! Начались бои, введен режим КТОСкачать
Хотите ли вы видеть Путина у власти до 2036 года?Скачать
Нарышкин о смерти Навального. Россияне скупают иномарки. В РФ готовятся повысить налогиСкачать
Гражданство России 2024. ВНЖ, РВП. Репатриация. Миграционные новости. Юрист. АдвокатСкачать
АСЛАНЯН: Как Россия осталась без танка «Армата». Что не так с Т-14. Чемезов из «Ростеха» вретСкачать
ЖАЛКОЕ ЗРЕЛИЩЕ! Посмотрите на КОГО стали похожи ЗВЕЗДЫ рф… Путин "ПОСТАРАЛСЯ" - Гражданская оборонаСкачать
Чем отличается Российская федерация от американской ?Скачать
Путинская Россия: как предсказал НемцовСкачать
Путина жестко унизили! Кадыров при смерти. Где Патрушев? Госпереворот в РФ. Тайны с Жирновым | LIVEСкачать
КРОВАВАЯ 20-КА КРЕМЛЯ 💀 САМЫЕ ГРОМКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАЗНИ РЕЖИМА ЗА 100 ЛЕТСкачать