+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

На какие стадии делится дтп

Содержание

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

На какие стадии делится дтп

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb913d54e70c700a9364d3a/5be1c23eaac00400aad2b1ad

Должен знать каждый водитель: все виды дорожно-транспортных происшествий

На какие стадии делится дтп

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Показать содержание

Как подразделяются ДТП?

В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к. движется не по дороге.

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

    Справка! Если ТС перевозит груз в любом виде и он стал непосредственной причиной травмирования пешехода, то ДТП рассматривается также в качестве наезда.

  • На велосипедиста. При наезде на велосипедиста виноватыми могут быть как владелец ТС, так и управляющий велосипедом. Первый в данном контексте провоцирует ДТП своими действиями.
  • На животное. Аварии с участием животных случаются чаще всего внезапно. Наезд также возможен при перегоне скотины через оживленные участки дорог.
  • На гужевой транспорт. ТС совершает наезд на упряженных животных и повозки, перевозимые животными или ударяется о таковые.
  • На стоящее ТС (прицеп). В ДТП участвуют движущееся и неподвижное ТС. Виноватым в происшествии может быть любой из водителей этих ТС.
  • Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

    Бесконтактное ДТП

    Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

    Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

    Иные случаи

    Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

    Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

    Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

    Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

    Обратите внимание: при падении предметов на кузов ТС страховка покрывает только те происшествия, которые были получены при непосредственном движении или остановке на положенный промежуток времени.

    Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

    • со смертельным исходом;
    • с телесными повреждениями;
    • с материальным ущербом;
    • смешанный тип.

    Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

    В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

    Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/vidy-proishestvij.html

    На какие стадии делится дтп

    На какие стадии делится дтп

    27.07.2018

    Типичными случаями провокаций могут быть, например, включение поворотника в одну сторону, а движение в противоположном направлении, или резкое торможение, или выезд на перекресток, когда движение активизировалось на другой стороне. Такие действия могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

    Бывает, правда, что водитель непредумышленно скрылся в места ДТП. Например, в салоне могла играть громко музыка, и он просто не услышал и не почувствовал произошедшего. Однако если дело будет заведено, то ему придется доказывать, что он уехал без злого умысла.

    Моделирование процесса ДТП при проведении автотехнической экспертизы

    3) Стадия разлета, или третья стадия – финальный, завершающий этап любого ДТП. В 80% случаев, при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, эксперты располагают только этими данными, кроме объяснений участников и свидетелей ДТП.

    Конечное положение транспортных средств, их взаиморасположение, повреждения и данные блоков управления – позволяют достаточно точно реконструировать процесс до момента столкновения, рассчитать скорость перемещения после второй фазы ДТП и реконструировать ситуацию до исходной точки.

    1) Сближение транспортных средств, пешеходов, велосипедистов или препятствий, которое происходит как с процессом торможения, так и без него до момента столкновения или наезда.

    Правильное определение местоположения объекта перед началом аварийной ситуации, направление его движения и определение скорости является сложной, комплексной задачей для автотехнического эксперта, при решении которой он должен точно определить и нанести на схему первоначальное местоположение автомобиля, пешехода и т.п.

    Существуют разные способы описания и фиксации с точки зрения доказательности первоначального местоположения участников ДТП. При наличии видеорегистраторов или камер наружного наблюдения, можно довольно-таки точно установить, как направление, так и место откуда начался процесс сближения с местом столкновения или наезда при ДТП.

    Если таких данных нет, то незаменимым инструментом становится запись о ДТП в блоке управления системами пассивной безопасности автомобиля. Так, функция EDR позволяет точно установить местоположение автомобиля за некоторое время до ДТП, его скорость и действия водителя. В современных автомобилях запись данных может быть осуществлена за 30 секунд до ДТП и 45 после.

    В европейских автомобилях могут быть записаны даже данные о наезде на «мягкий» объект – пешехода. К сожалению, современные автомобили оснащены в большинстве своем системами защиты колес от блокировки при торможении, а это значит, что использовать следы тормозного юза для определения положения транспортного средства перед столкновением или наездом уже увы практически невозможно.

    Следственный осмотр места ДТП
    Опасная стадия — в этот период времени участники движения еще могут предотвратить аварийную стадию путем принятия своевременного и правильного действия. На этой стадии определяется влияние ДУ на вероятность возникновения ДТП. Совокупность ДУ и факторов приводящих к опасной ситуации в начальной стадии ДТП называется обстановкой места происшествия.

    Аварийная стадия — возникает в тот момент, когда участники движения уже не располагают технической возможностью предотвратить ДТП. Конечная стадия-это положение ТС, пострадавшего, следов и вещественных доказательств, образующих конечную стадию происшествия. Вероятность возникновения ДТП допущенную водителем определяют гв=1-rду.

    К обстановке места происшествия относят: геометрические элементы участка дороги; состояние дорожного покрытия и обочин; погодно-климатические условия; уровень содержания дороги; обустройство знаками и разметкой. При осмотре места происшествия измеряют перечисленные параметры и устанавливают роль этих параметров на ДТП.

    Под обстановкой происшествия понимают конкретную ситуацию, возникшую в процессе аварии, которая включает особенности и характер ДД, расположение ТС, пешеходов и др. объектов. В процессе выявления обстановки происшествия исследуют конечную стадию ДТП, а по ней устанавливается аварийная стадия.

    Следовательно, совместный анализ обстановки места происшествия и обстановки происшествия позволяет установить конечную, аварийную и опасную стадии ДТП, скорости движения ТС в период развития опасной стадии и в момент столкновения или наезда.

    Место ДТП представляет собой сложную материальную систему, состоящую из большого числа взаимосвязанных объектов и элементов. Структурными основными объектами места ДТП является участок дороги, ТС, трупы и ОС. Границы места ДТП по длине дороги определяются ДУ и видом ДТП. Различают центральный и периферийные участки места ДТП.

    Центральный устанавливается по положению ТС и трупов. К периферийным относятся участки установленные по границам действия ДУ или по границам действия дорожных знаков и имеющимся следам на месте ДТП. На месте происшествия устанавливают состояние ОС в момент ДТП и ее воздействие на дорожное покрытие и состояния др. элементов дороги.

    Осмотр места ДТП включает осмотр участка дороги, прилегающей местности, ТС, трупов и др. следов. Приступая к осмотру специалист ОДД выделяет те элементы участка дороги которые могли бы способствовать аварийной ситуации или наоборот. Последовательность осмотра места ДТП зависит от конкретной ситуации и многих др. факторов.

    Осмотр начинается с поиска следов имеющих доказательственное значение. Измерение геометрических параметров выполняют с целью выявления влияния дор. условий на механизм происшествия. 1)уровень содержания дорог при воздействии погодных факторов;

    2)действие или бездействие водителя. Причем измеряются те параметры, которые могли способствовать развитию аварийной ситуации.

    Читать еще –>  Как Перейти В Пенсионный Фонд России Из Негосударственного

    При исследовании механизма происшествия признаки, непосредственно позволяющие установить то или иное обстоятельство, могут отсутствовать.

    Во многих случаях механизм можно определить, исходя из данных о других обстоятельствах происшествия, путем проведения экспертного исследования на основании закономерностей, объединяющих все обстоятельства механизма в одну цепь.

    Механизм столкновения ТС — это комплекс, связанных объективными закономерностями, обстоятельств, определяющих процесс сближения транспортных средств перед столкновением, их взаимодействие в процессе удара и следующее движение к остановке.

    Анализ данных об обстоятельствах происшествия создает возможность эксперту установить взаимосвязь между отдельными происшествиями, заполнить недостающие звенья и определить техническую причину происшествия.

    Формальное решение экспертом вопроса на основании отдельных разрозненных данных, без технической оценки их взаимного соответствия и соответствия определенных объективных данных, без выявления и объяснения противоречий между ними, может привести к неправильным выводам.

    В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы.

    По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП.

    Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие — кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.

    Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко.

    Объясняется это тем, что зачастую они — результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.

    Три стадии механизма столкновения

    Первая стадия — процесс сближения начинается с момента возникновения опасности для дорожного движения, когда для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести послед­ствий) требуется немедленное принятие водителями необходи­мых мер, и заканчивается в момент первоначального контакта ТС.

    Читать еще –>  Как узнать разрешенное использование земельного участка

    5) установление причинно-следственной связи между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельств, способствовавших возникновению неисправностей;
    6) установление возможности своевременного обнаружения неисправностей до ДТП и другие, связанные с исследованием ТС.

    Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

    Трасология — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения различных видов следов, отражающих механизм преступления, и разрабатывающая средства и методы их собирания и исследования в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

    По объективной стороне — где было совершено убийство и обнаружены следы преступления; когда, каким способом и с помощью каких средств совершено преступление; каков способ сокрытия убийства; каковы квалифицирующие обстоятельства и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; каков ущерб от преступления.

    Расследование ДТП

    Осмотр начинается со стадии, ориентирующий, фотографической фиксацией обстановки, характера взаимного расположения транспорта, потерпевшего, следов. Все предметы и следы, описываемые »протоколе,« привязывают »относительно осевой линии и краев дорожного полотна (бордюрного камня, столбов ограждения и т.п.).

    1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасности дорожного движения, например, превышение скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу движения и т.п.; болезнь, усталость, техническая неисправность транспорта. Особенно опасными являются нарушения правил движения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения,

    2.Концентрический метод – осмотр и движение участников следственной группы происходит в движении по спирали от края к центру места происшествия. Нивелируется при использовании этого метода возможность уничтожения следов на периферии и наиболее тщательно изучается очаг места происшествия.

    1.Эксцентрический метод – обозначает движение от центра места происшествия к периферии, движение осуществляется по спирали.

    Центром места происшествия является не геометрический центр, а место, имеющее наиболее важное информативное значение (как правило, в тех случаях, когда имеется труп или «очаг» места происшествия.

    Который позволяет говорить о наибольшей его значимости для раскрытия преступления). Данный метод осмотра следует применять тогда, когда нет опасности уничтожения следов, имеющихся на периферии.

    Этапы осмотра места происшествия

    При детальном осмотре особое внимание уделяется установлению негативных обстоятельств, а именно, любых фактических данных, которые до их логического разрешения противоречат обычному развитию событий в соответствии с выдвинутой версией. В узком смысле, негативные обстоятельства — это доказательства, которые противоречат выдвинутой версии. К ним относятся:

    Осмотр места происшествия может дать достаточную следовую картину, характеризующую действия и движение преступника. Поэтому при проведении этого следственного действия особую важность приобретает правильное использование всего арсенала достижений криминалистической техники, разработанных учеными-криминалистами.

    К проведению осмотра места происшествия возможно также привлечение и иных специалистов: судебного медика, взрывотехника, психолога и т.д.

    При обнаружении следов на месте происшествия следователь при помощи специалиста-криминалиста производит их фиксацию и изъятие, а оперативные сотрудники должны проследовать в направлении движения преступника с целью его обнаружения, преследования и задержания «по горячим следам».

    На какие стадии делится дтп Ссылка на основную публикацию

    Источник: https://firstjurist.ru/razdel-imushhestva/na-kakie-stadii-delitsya-dtp

    Что такое ДТП, определение в ПДД: виды и классификация

    На какие стадии делится дтп

    Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

    Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

    Как ПДД трактует дорожное происшествие?

    Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

    Признаки ДТП

    Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

    • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
    • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
    • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
    • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
    • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

    Участники ДТП

    Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

    • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
    • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
    • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
    • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

    Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

    • автовладельцы;
    • виновники аварий;
    • виновные в ущербе;
    • потерпевшие и пострадавшие.

    Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

    Какие выделяют виды ДТП?

    Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

    По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

    • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
    • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
    • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
    • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
    • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
    • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
    • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
    • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
    • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

    Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

    По характеру вреда:

    • незначительные;
    • крупные;
    • с ущербом автомобилям;
    • с повреждением не транспортных средств;
    • с ущербом здоровью людей;
    • с гибелью физических лиц.

    По количеству участников

    • один водитель;
    • два участника (наиболее распространенное);
    • трое и больше участников.

    По степени тяжести телесных повреждений:

    • легкая – короткое расстройство здоровья;
    • средняя – длительное расстройство здоровья;
    • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
    • смертельный исход;
    • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

    Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

    Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

    Что не является ДТП?

    Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

    Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

    Причины ДТП

    Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

    • усталость, болезнь, недомогание шофера;
    • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
    • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
    • повреждения дорожного покрытия;
    • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
    • технические неисправности автотранспортных средств.

    Данные причины можно условно поделить на три типа:

    1. Субъективные.
    2. Дорожные условия.
    3. Технические факторы.

    К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

    Видимость и условия, сопутствующее ДТП

    ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

    Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

    Есть вопрос? Спросите юриста бесплатно!

    Спросите юриста бесплатно!

    ( 7 среднее 5 из 5 )

    Источник: https://niavto.ru/dtp/opredelenie-dtp/

    Расследование дтп Общие положения

    На какие стадии делится дтп

    ДТП– событие, возникшее в процессе движенияпо дороге ТС, обязательно с его участием,при котором погибли или ранены люди,повреждены ТС, груз, сооружения.

    Преступнымявляется ДТП при котором в результатенарушения ПДД причинен тяжкий вредздоровью или наступила смерть человека

    ВидыДТП

    • Столкновение ТС

    • Наезд на пешехода, препятствие, велосипедиста, гужевой транспорт, стоящее ТС

    • Опрокидывание ТС

    • Выпадение пассажиров и иное.

    Элементысистемы дорожного движения

    • Водитель

    • Автомобиль

    • Дорога

    • Среда

    Объективныепричины ДТП

    • Технологические дефекты отдельных узлов ТС

    • Неудовлетворительное состояние проезжей части

    • Отсутствие дорожных знаков

    • Недостатки в планировании и освещении улиц и автодорог

    Субъективныепричины ДТП

    • Дефекты восприятия

    • Неправильная оценка ситуации дорожного жвижения

    • Принятие неверного решения или его реализация в силу специфических способностей личности

    Стадииразвития ДТП

    1. Начальная – появляются факторы нарушающие равновесие системы ВАДС, но у водителя имеется реальная возможность предотвратить ДТП

    2. Кульминационная – происходят события, вызывающие наиболее тяжкие последствия.

    3. Конечная – прекращается движение ТС

    Обстоятельства подлежавшие установлению и доказыванию

    • Является ли данное происшествие ДТП

    • Какие ТС участвовали в ДТП

    • Каков механизм ДТП

    • Место и время ДТП

    • Кто пострадал и каковы последствия ДТП

    • Кто виноват и по чьей вине произошло ДТП

    • Какие положения ПДД были нарушены и в чем выразились эти нарушения

    • Степень виновности обвиняемого

    • Наличие причинной связи между допущенными нарушениями ПДД

    • Причины и условия способствовавшие совершению преступления

    Первоначальный этап

    • Необходимость знания следователем ПДД

    • Неотложность проведение СД

    • Назначение экспертизы автотехнической

    • Освидетельствование водителя

    Типичные следственные версии

    • Нарушение правил безопасности движения водителем

    • Техническая неисправность ТС

    • Грубое нарушение правил безопасности движения другими участниками дорожного движения

    • Неудовлетворительные дорожные условия

    • Случайное стечение обстоятельств

    • Инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления

    Типичные следственные ситуации

    • Водитель и ТС находятся на месте происшествия

    • Водитель и ТС скрылись с места происшествия

    • ТС находится на месте происшествия а водитель скрылся

    Программадействия в первой ситуации

    • ОМПдопрос свидетелей- очевидцев

    • Допрос водителя

    • Допрос пострадавших

    • Освидетельствование водителя

    • назначение судебно – медицинской экспертизы потерпевшего

    • назначение других экспертиз

    Программыдействия во второй и третьей ситуации

    • ОМП

    • Допрос свидетелей

    • Допрос потерпевшего

    • Назначение СМЭ потерпевшего

    • Назначение других экспертиз

    • Поручение работникам ГИБДД и уголовного розыска о производстве заградительных и ОРМ по установлению и розыску скрывшегося водителя и его ТС

    Розыскскрывшегося водителя и ТС

    • Немедленное информирование подразделений ГИБДД, ППС

    • Организация преследования авто

    • Проведение заградительных мероприятий

    • Опрос свидетелей

    • Организация преследования по горячим следам

    • Проверка ТС по имеющимся в ГИБДД учетным данным

    • Проведение обследований и осмотров СТО, гаражей, автостоянок.

    ОМП

    • Точное положение МП

    • Расположение ТС

    • Местоположение потерпевших, средств торможения, отломанных или утерянных деталей

    • Состояние дороги

      • Сухая

      • Мокрая

      • С дефектами покрытия

    • Характеристика проезжей части

      • Освещенность

      • Ширина

      • Радиус закругления

      • Величина подъема или спуска

      • Поперечный уклон

    • Наличие и расположение дорожных знаков, светофоров

    • Внешнее окружение

      • Строения

      • Деревья

      • Кустарники

    ОсмотрТС

    1. Устанавливаются идентификационные качества, ведомственная принадлежность, внешние повреждения, состояния систем управления и торможения, различные следы, имеющие отношение к происшествию

    2. Проводится экспериментальная проверка работа отдельных узлов и механизмов в движении

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    Источник: https://studfile.net/preview/2852464/page:11/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.