+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

Содержание

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

Статья актуальна на 1 января 2020

ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

  • организацию-заказчика,
  • закупочную комиссию,  
  • ЭТП.

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас. 

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы. 
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал. 

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в положении.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ). 

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  1. Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  2. Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

«Независимый регистратор» в электронных закупках

С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:

  1. Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.

  2. Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику.

Программа работает только на ЭТП госзакупок: все закупки по 44-ФЗ и конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

  • За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках,  – от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
  • За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1246-kak-zhalovatsya-v-fas-223

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ: образец заявления, срок подачи, регламент рассмотрения

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

В процессе проведения закупочных мероприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ нередко нарушаются права и интересы участников закупки. Это может выражаться в неправомерном отклонении заявок на участии в торгах или в незаконном ограничении конкуренции. Одним из наиболее действенных методов для защиты интересов участников является обращение в антимонопольную службу.

Кто может подать жалобу

В законе 223-ФЗ (ч. 10 ст. 3 223-ФЗ) установлено, что право на подачу жалобы на действия или бездействие заказчика при закупках товаров, работ и услуг могут только непосредственные участники закупки.

Но по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135 подать жалобу на действия и бездействие организатора торгов, оператора ЭТП, членов комиссии могут не только участники торгов, но и лица, чьи права и интересы потенциально могут быть нарушены.

Жалоба по 44-ФЗ, если процедура закупки уже началась (например, заказчик приступил к вскрытию конвертов), подается только ее участниками.

Процедура обжалования действий заказчиков в ФАС опирается на следующие положения законодательства:

  • глава 6 44-ФЗ;
  • ч. 9-10 ст. 3 223-ФЗ;
  • ст. 18.1 135-ФЗ.

Основания для подачи

Причинами нарушений правил проведения закупок или ущемления прав участниками могут быть неверное трактование заказчиком положений закона либо заведомо умышленное совершения проступков в своих личных интересах (например, чтобы победителем торгов стала близкая заказчику компания).

При неправомерных действиях заказчика у участника может возникнуть потребность восстановить нарушенные права и обжаловать действия заказчика в Федеральной антимонопольной службе. Именно этой инстанции в России переданы полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства.

Согласно положениям законодательства, жалоба может быть подана в ФАС по следующим основаниям:

  1. Неразмещение в ЕИС положения о закупке либо вносимых в него изменений, а также другой информации о закупке, которая должна быть размещена по нормам 223-ФЗ и 44-ФЗ.
  2. Поступившие от заказчика требования к участникам предоставить документы, которые не предусмотрены законодательством и не представлены в перечне обязательных (например, допуска СРО или справку из ФНС об отсутствии задолженности).
  3. Осуществление заказчиками закупки товаров и услуг при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупки или без учета норм 44-ФЗ.
  4. Неразмещение в открытом доступе информации о размере закупок у субъектов малого и среднего бизнеса, которые заказчики обязаны производить в установленном размере, либо размещение недостоверных сведений (на закупки у компаний указанной группы должно приходиться не менее 15% в совокупном объеме закупок за год).

Согласно пояснительной записке к приказу ФАС от 2014 года №679/14, ФАС рассматривает поступившие жалобы с учетом положения ФЗ-135 «О защите конкуренции». В указанном законе предусматриваются иные основания для обжалования действий заказчика в ФАС. Это, в частности, такие причины:

  1. Координация деятельности участников организаторами торгов, запроса котировок и предложений.
  2. Создание участникам торгов преимущественных условий для участия (например, путем предоставления им доступа к информации, которую по закону заказчик предоставлять был не вправе или не имел такой обязанности).
  3. Нарушение порядка определения победителя тендера.
  4. Участие заинтересованных лиц (организаторов торгов, заказчиков или их работников) в тендере.

Именно выбор правильного основания позволяет грамотно составить жалобы в ФАС.

Какие сведения должна содержать жалоба

В жалобе на действия заказчика в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ должны содержаться все сведения, необходимые для идентификации заявителя и заказчика, а также позволяющие понять суть жалобы. Здесь не должно содержаться недостоверной или ошибочной информации.

При подготовке жалобы в ФАС заявителю следует учесть следующие аспекты:

  1. Определить место подачи жалобы. За рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов отвечает ФАС и ее территориальные подразделения, перечень которых представлен на сайте ФАС (например, при проведении закупки в Липецкой области жалоба подается в Липецкую ФАС).
  2. Выбрать основание для подачи жалобы со ссылкой на нарушенный пункт законодательства. При подаче жалобы заявителю также стоит учесть сложившуюся практику подачи жалоб и принятия решений контрольного органа.
  3. Четко и понятно изложить претензию и доводы в жалобе.
  4. Привести доказательную базу.
  5. Оформить жалобу, согласно требованиям законодательства и в установленные сроки.

По общим правилам в жалобе, которая передается в антимонопольную службу, необходимо указать следующие сведения:

  1. Наименование организатора торгов, его контактные сведения, местонахождение и почтовый адрес.
  2. Сведения о комиссии, действия которой подлежат обжалованию.
  3. Наименование оператора электронной площадки (сведения об ЭТП).
  4. Наименование контролирующей инстанции, в которую подается жалоба, ее местонахождение, контактные сведения.
  5. Сведения о проводимых торгах, если данные о них были размещены в свободном доступе в интернете и адрес сайта, на котором была размещена документация.
  6. Указание на действия (бездействие) заказчика, которые нарушили действующий закон и соответствующие доводы. Например, выявленное несоответствие положений закупочной документации требованиям закона.
  7. Перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

Заявителю стоит максимально ответственно подойти к сбору доказательной базы при подаче жалобы. В частности, в ней стоит прописать ссылки на нарушенные положения закона или закупочной документации, постановления и приказы, административную практику ФАС по аналогичным делам или судебные акты по таким же ситуациям.

Например, на практике участникам удалось оспорить запрос заказчиком свидетельства СРО при заказе на текущий ремонт, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ, объединение проектных и строительных услуг и пр.

К оформлению жалобы также стоит отнестись ответственно. Ведь при несоответствии документа установленным требованиям его могут вернуть заявителю, а за это время сроки обжалования могут истечь.

К жалобе необходимо приложить все документы, на которые ссылается заявитель в своем обращении.

Это все документы по закупке, в которых были отмечены нарушения (стоит отметить, что если эти документы размещены в сети в открытом доступе, то их можно не прикладывать, а просто указать ссылку на них в тексте жалобы).

Дополнительно потребуется доверенность на представление интересов, а также выписка из ЕГРЮЛ и разрешительная документация (при необходимости).

Порядок подачи

При нарушении законов №223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ жалоба может быть передана в антимонопольную службу в письменной форме:

  • лично;
  • с помощью курьера;
  • посредством почты РФ;
  • факсимильной связью;
  • с помощью электронной почты.

При оправке жалобы с помощью электронной почты УФАС разъяснило, что она должна быть подписана заявителем с помощью ЭЦП. Заверение жалобы квалифицированной подписью не требуется.

Жалоба, передаваемая в стандартной бумажной форме, должна содержать подпись заявителя и его представителя. В последнем случае потребуется доверенность на представление интересов в нотариальной заверенной форме.

Основания для возврата

После передачи жалобы в ФАС по результатам ее рассмотрения она может быть возвращена заявителю по одному из следующих оснований:

  1. В ней отсутствуют сведения, которые относятся к обязательным по требованиям законодательства.
  2. Она не соответствует установленным нормам.
  3. Она подана с нарушением установленных сроков (при пропуске законных сроков заявителю придется обращаться в суд).
  4. Она подписана лицом, которое не наделено на это соответствующими полномочиями (уставом или доверенностью).
  5. При наличии вступившего в силу судебного акта, в котором содержатся выводы, что заказчик не нарушал требования 44-ФЗ о контрактной системе и 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами.
  6. Антимонопольная служба уже приняла решение по обжалуемому действию или бездействию заказчика.

Заявитель также наделен правом отзыва жалобы до того момента, пока она не будет рассмотрена по существу.

Сроки подачи и рассмотрения

Сроки для обжалования по ч. 10 ст. 3 ФЗ-223 законодательно не установлены. Участник закупки может в любой момент обратиться в ФАС при нарушении заказчиком данных пунктов.

Сроки обжалования действий организатора торгов составляют 10 дней со дня подведения итогов торгов. Если договор не был заключен, то указанные сроки продлеваются до 3 месяцев.

Если обжалованию подлежат действия оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки, то на это отводится 30 дней со дня их совершения.

Сроки рассмотрения жалобы ФАС (формально) и принятие решения о ее перенаправлении в иной орган или о возврате заявителю составляют 3 рабочих дня после ее поступления независимо от того, в рамках какого закона она была подана.

Жалоба по существу по 223-ФЗ рассматривается в течение 7 рабочих дней после ее поступления, а решение контролирующей инстанции направляется заявителю в течение 3 рабочих дней. При необходимости проведения дополнительной проверки ФАС вправе продлить сроки рассмотрения жалобы еще на 7 рабочих дней.

Обжаловать решение о недопуске заявки к участию и о нарушении при определении победителя при закупках по 44-ФЗ можно в течение 10 дней после размещения протокола в ЕИС. Обжалование положений закупочной документации допускается в течение всей закупки до подписания контракта с победителем. Сроки для обжалования действий заказчика по 44-ФЗ прописаны в ч. 3-6 ст. 105 44-ФЗ.

Рассмотрение жалобы по существу по 44-ФЗ в ФАС происходит в течение 5 рабочих дней со дня, который следует за днем поступления жалобы. Под датой поступления понимается дата регистрации документа в уполномоченной инстанции. На отправку решения заявителю у ФАС также есть 3 рабочих дня со дня оглашения резолюции.

Стоит отметить, что указанные выше сроки рассмотрения жалоб применимы только к участникам закупок.

Тогда как если заявитель не является участником торгов, то его заявление о нарушении законодательства о контрактной системе подается согласно ФЗ-59 и рассматривается в течение 30 дней.

Также законодательство предусматривает возможность обжалования принятого ФАС решения. На это заявителю отводится три месяца.

Регламент рассмотрения

После того как жалоба была принята к рассмотрению ФАС по существу, заказчику и заявителю направляется соответствующее уведомление.

На период рассмотрения обращения торги приостанавливаются, а заключать с победителем контракт на поставку товара или оказания услуг запрещено.

Договоры, которые были заключены с нарушением указанных требований, будут признаны ничтожными и подлежат аннулированию.

Решения антимонопольной службы во многом зависят от того, как была подготовлена жалоба, какая доказательная база была представлена. Именно поэтому на содержание и доказательную базу заявления требуется обратить особое внимание.

Согласно действующему регламенту, антимонопольная служба должна разместить свое решение по результатам рассмотрения жалобы в открытом доступе в ЕИС.

Таким образом, грамотно составленная жалоба приведет к восстановлению прав участников закупок.

При подаче жалобы в ФАС заявителю стоит максимально ответственно подойти к процедуре сбора доказательной базы и аргументации своей позиции. Жалоба подается в территориальное подразделение ФАС одним из выбранных способов: лично или дистанционно.

К ней прилагаются все документы, на которые ссылается заявитель.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/zaloba-v-fas-3.html/

Подача жалобы в ФАС на заказчика по 223-ФЗ: образец формы, сроки обращения, порядок рассмотрения

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

Региональные и местные отделы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) принимают и рассматривают жалобы, связанные с нарушением принципов свободной конкуренции в закупках, включая сопутствующие нарушения закупочного законодательства, уголовных и административных правовых норм в закупках.

В каких случаях нужно обращаться в фас

Наиболее частая причина для обращения в ФАС – незаконное предоставление заказчиком преимущества одним участникам закупок перед другими, что выражается в необъективной оценке заявок на участие или немотивированном отклонении ряда заявок, соответствующих требованиям закупочной документации.

Основаниями для подачи жалобы в ФАС на заказчика по 223-ФЗ являются:

  • необоснованный отказ от приема заявки участника;
  • требование от участника дополнительных документов, не предусмотренных законом 223-ФЗ;
  • нарушение сроков проведения закупочных процедур;
  • если уведомление о предстоящей публичной закупке не было размещено должным образом;
  • недостаточное или некорректное обоснование выбора исполнителя;
  • нарушение правил формирования закупочной комиссии.

Завышенные требования к заявкам и выборочный отказ от регистрации участников могут являться косвенными признаками ограничения конкуренции в целях обеспечения победы определенному участнику, аффилированному с ответственными сотрудниками заказчика. При этом нарушение порядка публикации извещения о закупке, в том числе сокращение сроков публикации, ставит потенциальных исполнителей в неравное положение.

Важно учесть, что если в действиях заказчика есть состав уголовного преступления, то копия жалобы направляется также в прокуратуру.

Порядок действий

Жалобу в ФАС по 223-ФЗ могут подавать непосредственные участники закупок, общественные некоммерческие организации, уставной целью которых является контроль закупок, объединения юрлиц, а также любые иные лица, прямо или косвенно пострадавшие от действий заказчика.

Подача жалобы осуществляется следующим образом:

  1. Заявитель собирает документы и доказательства.
  2. Составляется текст жалобы и направляется в ФАС.
  3. ФАС вносит жалобу в реестр и назначает дату проверки.
  4. По итогам проверки выносится предписание.

В жалобе должна быть следующая информация:

  • сведения о заявителе;
  • реквизиты заказчика;
  • номер закупки и дата отборочной процедуры;
  • описание обстоятельств нарушения;
  • перечень доказательств;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

Образец жалобы в Федеральную антимонопольную службу по 223-ФЗ можно посмотреть по ссылке.

Если жалоба возвращена заявителю, ее необходимо доработать в соответствии со списком недочетов, выданным ФАС, после чего направить обращение заново.

Документы

Комплектность заявления включает, помимо самой жалобы, следующие документы:

  • копию заявки на участие в закупке;
  • справку о регистрации заявки и квитанцию о внесении обеспечения;
  • документ о наличии полномочий на действия от имени участника закупок;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты.

Если в действиях заказчика подозревается преступный умысел, то в качестве доказательств незаконных действий могут выступать внутренние приказы заказчика, протоколы рассмотрения заявок, а также выписки из закупочной документации.

Сроки обращения

Подача жалобы допускается в течение 10 дней после подписания протокола об итогах закупочной процедуры, в которой были допущены описанные в жалобе нарушения.

Если отборочная процедура была признана несостоявшейся, то подавать жалобу можно в течение трех месяцев с момента подписания протокола (ч. 4, 5 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции»).

В течение трех рабочих дней после подачи жалобы орган ФАС принимает решение о приеме жалобы к рассмотрению или возврате заявителю.

Рассмотрение должно быть инициировано не позднее, чем через 7 дней после регистрации приема обращения, но при необходимости запроса дополнительных сведений такой срок может быть продлен ещё на 7 дней (ч. 14-14.1 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции»).

Подача жалобы через интернет

Для подачи жалобы в электронном виде необходимо:

  1. Зайти на сайт ФАС.
  2. Кликнуть на кнопку «Написать в ФАС» вверху справа.
  3. Прочитать условия подачи жалобы.
  4. Нажать внизу страницы кнопку «Написать письмо».
  5. Выбрать регион и ввести ФИО.
  6. Нажать кнопку «Направить письмо».

Для отправки жалобы потребуется создание личного кабинета на сайте ФАС: для этого на последнем этапе заявителю будет предложено ввести адрес электронной почты и придумать пароль.

Подача жалобы заказчику

У большинства крупных заказчиков существуют внутренние службы для рассмотрения жалоб от участников закупок – такие службы позволяют заказчику самостоятельно устранить нарушения, допущенные сотрудниками, и избежать направления жалобы в ФАС и последующих выездных проверок.

Итогом подачи жалобы заказчику являются:

  • устранение нарушений и решение проблемы;
  • направление письменной реакции заявителю.

При отказе или неспособности заказчика решить проблему письменный ответ на жалобу подлежит прикреплению к жалобе в ФАС и является основанием для подачи заявления в суд, так как доказывает попытки заявителя урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

Направить жалобу заказчику удобно в случаях, когда нарушения не имеют признаков умышленных действий руководства заказчика, то есть связаны с низкой компетенцией сотрудников отдела закупок – в таких случаях заказчик быстро устраняет нарушения своими силами, чтобы предотвратить обращение в ФАС.

Если же заказчик подозревается в умышленном ограничении конкуренции, то подавать жалобу нужно в ФАС и в прокуратуру, не информируя заказчика, чтобы он не принимал меры по сокрытию вещественных доказательств, затрудняя тем самым будущую проверку.

Рассмотрение обращения

Рассмотрение жалобы по существу включает следующие шаги:

  1. ФАС приостанавливает закупочную процедуру и назначает внеплановую проверку.
  2. Заказчик информирует всех участников закупок о подаче жалобы.
  3. Текст жалобы размещается в ЕИС.
  4. Выездная комиссия ФАС организует проверку заказчика.
  5. По итогам проверки составляется акт.
  6. При наличии нарушений выносится предписание.
  7. Текст предписания размещается в реестре жалоб ФАС на портале закупок.

При проверке комиссия ФАС может запрашивать у заказчика документацию  о закупке и документы бухгалтерской отчетности, опрашивать сотрудников и анализировать внутренние нормативные акты заказчика.

Акт содержит только сведения об итогах проверки без вынесения предписания, которое оформляется только при наличии нарушений в виде отдельного документа, где приводится ссылка на акт внеплановой проверки с указанием номера и даты, а также соответствующие ссылки на закупочное законодательство.

Указания предписания ФАС обязательны для исполнения заказчиком. Отказ от выполнения предписания влечет наложение административного наказания в виде штрафа в размере до 500 000 рублей на юрлицо заказчика и до 50 000 рублей – на ответственных за нарушения должностных лиц (ч. 7 ст. 19.5 КоАП).

Если заказчик не согласен с содержанием жалобы, он может направить в ФАС письменное возражение, аргументированно указав в тексте на необоснованность обвинений. Прием возражений от заказчиков прекращается за 2 рабочих дня до назначенной даты проверки.

ФАС принимает решение по жалобе, основываясь на нормах закупочного законодательства и принимая во внимание возражения заказчика и результаты проведенной проверки.

Реестр жалоб ФАС

В реестре можно отсортировать жалобы по дате поступления, а также отфильтровать по статусу («Рассматривается» или «Рассмотрена»), результату рассмотрения и регулирующему закону – 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Примеры решений по жалобам в ФАС можно посмотреть в официальном реестре жалоб ФАС.

Важно учитывать, что в реестре также видно в публичном доступе ФИО лица, подавшего жалобу.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/zhaloba-v-fas-4.html

Порядок обжалования закупок по 223 фз фас

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

В НАЧАЛО РЕГЛАМЕНТА ФАС

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13.

Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются. То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

“Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг”

: 27 мая 2013 г. в “РГ” – Федеральный выпуск №6087

Вступает в силу:7 июня 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28421

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; N 50, ст. 7343) приказываю:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
  2. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

  1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.

    2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее в настоящем Порядке – Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке – антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.

    2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

  2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

  3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке – заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

  1. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
  2. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.
  3. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения.
  4. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке – жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов

  1. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
  2. Жалоба подписывается заявителем или его представителем.

    К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

  3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

  1. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
  2. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке – официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке – уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

  1. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
  2. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы

  1. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

  2. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

  3. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

  4. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

  5. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.

  6. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

  7. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

  1. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа.
  2. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
  3. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в соответствии с настоящим порядком.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ФАС

Источник: https://44fzrf.ru/poryadok-obzhalovaniya-zakupok-po-223-fz-fas/

Как ФАС рассматривает жалобы на заказчика по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Регламент фас по рассмотрению жалоб по 223 фз

Участник закупки по 223-ФЗ посчитал свои права нарушенными и обратился с жалобой в ФАС в соответствии со статьей 18.1 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Что происходит дальше? Как антимонопольная служба рассматривает обращение и принимает решение? Об этом расскажем в нашей сегодняшней статье.

ФАС рассматривает жалобы в три этапа:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Рассмотрение по существу.
  3. Оформление решения.

Этап 1: Предварительное рассмотрение жалобы

Предварительное рассмотрение — наиболее длительный этап. На нем проводится предварительный анализ доводов жалобы. В процессе рассмотрения орган ФАС должен проверить:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Статус заказчика.
  2. Объект закупки.
  3. Статус заявителя.
  4. Документальный состав жалобы и соответствие сроков обращения.
  5. Подведомственность.

Статус заказчика

Под этим подразумевается ответ на вопрос: Является ли организация, на которую подана жалоба, заказчиком по 223-ФЗ? В структурах крупных отраслеобразующих организаций существует много зависимых лиц, которые не обязаны закупаться по этому закону. Но головная компания может установить для них обязанность проводить закупки по стандартам, схожим с 223-ФЗ. Это делается для унификации закупочной деятельности всейкорпорации или холдинга.

При этом такие структуры могут применять определенные нормы Положения о закупке материнской компании, пусть и в «облегченном» варианте. В целом их закупка может весьма напоминать процедуру по 223-ФЗ, хотя таковой не является. И неискушенному поставщику крайне сложно заметить эту разницу.

Еще одна проблема, связанная с определением статуса заказчика, вызвана наличием двойного регулирования. В частности, речь о бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях — они проводят часть закупок по 223-ФЗ, а часть — по 44-ФЗ. И поставщикам не всегда удается правильно определить закон, в соответствии с которым проводится конкретная процедура.

Объект жалобы

Следующее, что предстоит определить, — относится ли объект закупки к сфере регулирования законом 223-ФЗ. В нем есть исключения, то есть отдельные правоотношения, на которые он не распространяется.

И если организация, которая в принципе является заказчиком по 223-ФЗ, реализует в процедуре именно эти правоотношения, то такая закупка не попадает под регулирование этим законом.

Соответственно, она не может быть обжалована в ФАС в установленномпорядке.

Статус заявителя

Далее ФАС поинтересуется, было ли право у заявителя подать жалобу на конкретном этапе проведения процедуры. По мнению ФАС и сложившейся практике, которая недавно была закреплена в законе, жаловаться в зависимости от этапа процедуры могут:

  • до момента окончания приема заявок — любые лица;
  • после этого — только лица, подавшие заявки.

Комплектность и сроки

На этом этапе жалоба будет проверена на предмет того, правильно ли она «собрана» по форме, а также не нарушен ли срок ее подачи. В статье 18.1 закона 135-ФЗ приводится перечень требований, которые предъявляются к жалобе. Если она не будет соответствовать какому-либо из них, ФАС ее вернет.

Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом. Кроме того, полномочия этого лица должны быть подтверждены документально. На самом деле этот момент иногда упускают и заявители, и сама ФАС. Поэтому заказчику, на которого подали жалобу, рекомендуется перепроверить:

  • подписана ли она;
  • совпадают ли реквизиты лица, подписавшего жалобу, с теми, которые указаны в ее тексте.

Как ни странно, но в практике ФАС нередки случаи, когда подаются неподписанные либо подписанные не уполномоченным лицом жалобы. Особенно это актуально для обращений, поданных посредством электронного документооборота. Если выяснится, что жалоба не подписана, к рассмотрению ее могут и вовсе не принять.

Если обращение соответствует всем требованиям, онобудет принято к рассмотрению антимонопольной службой. Если же нет, его вернут заявителю на доработку.

Подведомственность

Далее будет определено, какой именно территориальный орган ФАС будет рассматривать жалобу, если она подана в Центральный аппарат (ЦА) ФАС России. Подведомственность в данном вопросе законом не установлена, однако в службе существует негласный регламент, в соответствии с которым проводится распределение жалоб.

Как правило, в самом ЦА ФАС рассматриваются такие жалобы:

  • на закупки стоимостью более 1 млрд рублей;
  • на операторов торгов (электронные торговые площадки);
  • на крупных заказчиков — госкомпании и корпорации, головные предприятия холдингов.

Однако теоретический Центральный аппарат может оставить себе на рассмотрение и любую другую жалобу.

Все прочее, что не заинтересовало ЦА ФАС, в том числе обращения в отношении обычных заказчиков, передается в территориальные органы. Здесь действует логичный принцип — жалоба на заказчика передается в то управление, на территории которого он находится.

Например, жалобы на Газпром, Роснефть, РЖД, Ростелеком и подобных крупных заказчиков будут, скорее всего, рассматривать в Центральном аппарате. А вот жалобу на их дочерние и зависимые структуры ЦА передаст в соответствующее региональное Управление ФАС.

В структуру ФАС входит 85 территориальных органов. В части рассмотрения жалоб они действуют самостоятельно, и зачастую по схожим вопросам разные УФАС принимают противоположные решения.

При этом Центральный аппарат не имеет полномочий эти решения пересматривать — он может лишь обобщать выводы территориальных органов, вырабатывать общие подходы и давать рекомендации.

Таким образом, изучая практику ФАС по какому-либо нарушению, целесообразно опираться на решения того УФАС, которое будет рассматривать конкретную жалобу.

Этап 2: Рассмотрение по существу

Рассмотрение по существу — именно та часть, на которую приглашаются представители сторон для прений. Этот этап представляет собой классическое заседание, очень похожее на судебное. Процесс подразделяется на несколько стадий.

Открытие заседания и проверка полномочий

Крайне важно, чтобы представители заказчика и заявителя обладали подтвержденными документально правами действовать от имени своих организаций. Поэтому перед тем как отправлять в орган ФАС, рекомендуется удостовериться:

  • что срок доверенности не истек;
  • что она подтверждает полномочия представлять интересы заказчика при рассмотрении жалобы;
  • что наименование органа ФАС, в котором проходит заседание, указано правильно (например, «Московский ФАС России» — неверное название, «УФАС по г. Москве» — верное);
  • что представитель стороны направляется в орган ФАС по верному адресу (например, только в Москве таких адресов минимум три).

Если полномочия представителя заказчика (или поставщика) не будут подтверждены, комиссия может не дать ему права высказаться. Либо его все же заслушают, но ответы к материалам рассмотрения жалобы не приобщат.

Выступление сторон

Сначала комиссия заслушает заявителя — он должен изложит доводы, послужившие причиной обращения в ФАС. Затем слово будет предоставлено заказчику. Дадут высказаться и иным заинтересованным лицам, если таковые присутствуют на заседании.

По ходу выступления члены комиссии могут задавать представителям сторон различные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Изучения материалов дела

Когда вся необходимая информация получена, комиссия ФАС приступает к ее изучению. Совещание проводится без участия сторон. В итоге комиссия приходит к выводу об обоснованности либо необоснованности жалобы. Если чиновники решат, что жалоба обоснована, будет вынесено предписание по устранению нарушений.

Оглашение решения

На этой стадии комиссия доводит до сведения сторон принятое ею решение, а также предписание, если оно вынесено. Речь идет о резолютивной части решения, — мотивировочная будет оформлена позже.

Помимо решения и предписания, оглашается порядок обжалования. Также можно задавать вопросы по поводу резолютивной части — как правило, комиссия без проблем дает пояснения и комментарии.

Этап 3: Оформление решения

Это заключительный и, в общем-то, формальный этап процесса рассмотрения жалобы ФАС. Решение, которое было принято на заседании комиссии, подробно «расписывается». На это антимонопольному органу отводится 3 дня.

Важно знать, что решения и предписания ФАС вступают в силу с момента их оглашения. Если в предписании все понятно и нет возражений — приступать к его исполнению нужно сразу же. То есть для начала исполнения предписания заказчику не нужно дожидаться получения мотивировочной части решения.

Из полного текста решения стороны смогут понять логику рассуждений комиссии ФАС при рассмотрении жалобы, доводы, которые были приняты во внимание и так далее. Это может быть полезно для дальнейшего обжалования этого решения.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kak-fas-rassmatrivaet-zhaloby-na-zakazchika-po-223-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.