+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Статистика дети мигранты в россии

Содержание

Дети-мигранты в российских школах

Статистика дети мигранты в россии

18.05.2011

В среду, 18 мая в НИУ-ВШЭ состоялся публичный социологический семинар, посвященный проблеме мигрантов и обучения их детей. Тема мигрантов в Санкт-Петербурге стоит весьма остро. Приток населения в последние годы все увеличивается.

Родители, ищущие в Петербурге работу, приезжают с детьми, часто малыши рождаются уже здесь.

Сколько детей-мигрантов в питерских школах на самом деле? Как адаптируются дети-мигранты к школьной жизни, как быстро осваивают язык, как успевают по предметам? Встречают ли они дискриминационное отношение в лице сверстников и учителей? Все эти острые вопросы обсудили на семинаре.

В обсуждении приняли участие: помощник начальника управления ФМС России Управления федеральной миграционной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ильченко В.Д., профессор социологии НИУ-ВШЭ и СПбГУКиТ Саганенко Г.И., социологи. Доклады выступавших слушали преподаватели, студенты, аспиранты, представители различных служб Санкт-Петербурга, журналисты и многие другие.

Результаты исследований Лаборатории социологии образования НИУ-ВШЭ были представлены в трех докладах.

О статистике и этническом составе детей-мигрантов рассказал руководитель проекта Даниил Александрович Александров, профессор кафедры социологии НИУ-ВШЭ.

О мигрантах как учениках рассказала Валерия Александровна Иванюшина, старший научный сотрудник Лаборатории. И о языковой адаптации учеников-мигрантов говорила Влада Вячеславовна Баранова, доцент кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ.

Лаборатория опросила 7300 учеников в 104 школах Санкт-Петербурга. Исследование продолжается: уже начаты опросы в Московской области, а в Санкт-Петербурге социологи начинают изучение здоровья школьников из семей мигрантов.

Основной целью этого проекта Даниил Александрович обозначил существующую необходимость исследования особенностей жизни детей-мигрантов, потому что через 20 лет они станут существенным элементом нашего общества, социальным фактором, с которым нельзя будет не считаться. В конечном итоге исследование этой темы даст основу для формирования социальной политики в Санкт-Петербурге по отношению к мигрантам.

С научной точки зрения, безусловно, интересно оценить, как происходит интеграция мигрантов в русское общество. Эпизоды с действиями скинхедов, рассказы о том, что скоро питерские школы будут наполовину наполнены детьми южных национальностей бывшего Советского Союза, определили актуальность этого исследования и интерес к докладу.

Так сложилось, что в Санкт-Петербурге нет статистики, сколько сейчас в школах обучается иноэтнических детей. Результаты исследования социологической лаборатории позволяют оценить общую ситуацию, узнать количество этнических групп в школах, и как эти дети ассимилируют в русскую, в частности, питерскую среду.

Необходимо определиться с понятием, кто такие мигранты? Даниил Александров обозначил это так: «Мигрантами первого поколения считаются те, кто родился на территории чужого государства, мигрантами второго поколения — те, у кого хотя бы один из родителей родился за пределами данной страны».

Кто я, какой земли сын?

Исследования были основаны на смешанных методах: масштабные опросы школ и сбор качественных данных. В Санкт-Петербурге в 2009 году был проведен опрос 23 школ, 1200 школьников; в 2010 году опросили уже 104 школы и 7300 школьников.

При оценке ответов на эти вопросы учитывалось различие миграции и этничности: далеко не все, кто выглядит как «нерусский» и имеет «нерусскую» фамилию, является мигрантом.

Интересно было сравнить результаты самоидентификации подростков и результаты, полученные специалистами из ответов на косвенные вопросы.

    В 104 исследованных школах Петербурга национальная самоидентификация подростков распределилась так:

  • Считают себя русскими — 88,5%,
  • Украинцами, белорусами, молдаванами — 1,2%,
  • Татарами, башкирами, чувашами, мордвинами — 0,3%,
  • Выходцами из народов Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы, аварцы) – 0,6%,
  • Азербайджанцами — 1,2%,
  • Армянами — 0,8%,
  • Грузинами — 0,3%,
  • Из народов средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи) — 0,6%,
  • Другими народами (финны, немцы, эстонцы, буряты, калмыки) — 0,7%,
  • Смешанное происхождения указали 2%,
  • Дали себе необычные названия (эльфы, космополиты, вампиры) — 0,5%,
  • Отказались отвечать — 0,5% опрошенных детей.
    Исследователи установили этническую идентификацию опрошенных по набору признаков из ответов испытуемых:

  • Русские — 91%,
  • Украинцы, белорусы — 1,1%,
  • Азербайджанцы- 1,7%,
  • Армяне — 1,1%,
  • Народы Средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи) 1,0%,
  • Народы Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы, аварцы и др.) — 0,8%,
  • Грузины — 0,6%,
  • Татары, башкиры, чуваши, мордва — 0,5%,
  • Прочие народы — 1,7%,
  • Не удалось определить — 1%.

Обнаруживаются небольшие отличия. К примеру, расхождения в доминирующей национальности были вызваны тем, что сам ребенок себя считает русским, хотя мама и папа говорят, скажем, на азербайджанском дома. Природа неверных ответов лежит скорее в области психологии, и является, вероятно, защитой от возможных дискриминационных действий общества.

Школа: второй дом или пустая трата времени?

Как отметила Валерия Александровна Иванюшина, важно также было установить отношение к учебе и общим ценностям детей русского большинства и этнического меньшинства.

Анализ успеваемости показал, что если школьники, родившиеся в Петербурге или приехавшие в возрасте до семи лет, учатся одинаково независимо от этнической принадлежности, то для тех, кто переехал в школьном возрасте, успеваемость отличается: дети этнического большинства учатся значительно лучше, чем иноэтничные дети.

Это связано с трудностями переезда и освоением языка в переходном возрасте. Интересно отметить, что в малокомплектных школах, которые внимательно изучали социологи, дети из семей, приехавших в Петербург, учатся немного лучше, чем дети из коренных семей.

Вероятно, играет роль мотивация: если питерским детям все блага учебы и развития даны при рождении, то детям мигрантам этого приходится добиваться большим трудом.

Следует сразу отметить, что намеренно не анализировались школы специальные, с углубленным изучением языков и гимназии. Именно там, предположительно, концентрируются дети высокостатусных родителей, ученых, учителей и подход к учебе у них серьезней.

Сравнивали обычные и малокомплектные школы из рабочих районов Петербурга, где работает и проживает большинство мигрантов. Вопросы на отношение к учебе распределились по нескольким направлениям:

Антишкольные настроения:

    Предлагаемые ответы:

  • Школа — это пустая трата времени;
  • Мои оценки важнее для моих родителей и учителей, чем для меня;
  • Мне неинтересно учится в школе.

Нормативное отношение к образованию

    Предлагаемые ответы:

  • Только с хорошим образованием можно получить хорошую работу;
  • Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься.

Вовлеченность в учебу.

    Предлагаемые ответы:

  • Мне интересно учиться в моей школе;
  • Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы школа была хорошая;
  • Некоторые предметы меня настолько интересуют, что я занимаюсь ими помимо школьной программы (читаю дополнительную литературу, хожу в кружок).

Давай дружить!

    Включение детей мигрантов в школьную жизнь происходит с необходимостью выстраивать дружеские связи с другими детьми.

    Этот аспект — отношения в классе — был проанализирован, что дало следующие выводы:

  1. Самый сильный эффект — выбор для дружбы подростка того же пола, причем среди мальчиков он выражен сильнее, чем среди девочек.

  2. Дети этнического большинства не имеют предпочтений относительно национальности при выборе друзей. Этнические меньшинства предпочитают дружить с представителями своей национальности.

  3. Выявлено предпочтение к идентичному отношению к учебе (отличники дружат с отличниками, троечники — с троечниками), а также по похожим антишкольным настроениям и планам на будущее высшее образование.
  4. Социально-экономический статус семьи не играет большой роли при выборе друзей.

Большую роль в социальной адаптации мигрантов играет знание русского языка. По словам Влады Вячеславовны Барановой, доцента кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ, исследования установили, что уровень овладения языком зависит от совокупности факторов: страны предыдущего проживания, городского или сельского происхождения, образования, пола, времени проживания в России, опыта работы.

Оказалось, что среди родителей лучше всего адаптируются в питерскую среду городские мужчины с опытом работы и высшим образованием. Труднее всего обстоит дело для сельских женщин, не работающих, с неполным средним образованием.

Если вернуться к детям, то они тем лучше усваивают русский язык, чем раньше приехали в Россию: если до двух лет — легко; если около 7 — полгода трудно, а потом адаптируются; если в 14 лет, то очень трудно. Обиходный язык усваивается, а вот предметы на русском языке идут неважно, что тут же влияет на успеваемость.

Исследование выявило значение языка, на котором говорят дома у школьников, на успеваемость по таким предметам, как русский язык, литература, английский язык. Для алгебры такой зависимости нет.

Перед ЕГЭ не все равны

Как показали исследования, учителя и администрация школы не заинтересованы в недавно приехавших детях. По их мнению, такие дети портят школе картину сдачи ЕГЭ. Часто принимают детей-мигрантов в старшие классы «условно», с тем, что они будут посещать занятия здесь, а ЕГЭ поедут сдавать на родину.

По мнению Даниила Александровича, исследование стоит продолжать, чтобы прояснить всю картину распределения и адаптации детей-мигрантов в школах Петербурга, но тенденция уже понятна, и можно сделать определенные выводы.

«Итак, слухи об огромном количестве мигрантов в Санкт-Петербургских школах сильно преувеличены», — подвел итог Даниил Александров.

В качестве рекомендации он заметил, что хорошо было бы развернуть фокус социальных программ по адаптации приезжих с их этничности на стрессовое состояние при переезде, ведь приехавшие из Сибири дети так же сложно приспосабливаются к школьной среде Петербурга, как и дети из Таджикистана. И дело не в их национальности, они русские, а в том, что они оторвались от родных корней, друзей и привычной школьной и домашней обстановки.

ГлавCправ. 2011

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/so/journal/219

Статистика дети мигранты в россии

Статистика дети мигранты в россии

«Наунет СП» — один из крупнейших российских регистраторов доменных имен. Мы предлагаем самый широкий спектр услуг по регистрации и обслуживанию доменов, услуги хостинга сайтов, а так же различные дополнительные сервисы.

Право подачи заявки на продление регистрации доменного имени сохраняется за прежним администратором до истечения периода преимущественного продления. Продолжительность периода преимущественного продления составляет 30 дней после окончания срока регистрации.

Миграционная статистика России

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество. Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.

Адаптация детей-мигрантов статья по теме

В процессе социально-психологической адаптации необходимо обратить внимание на изменения личностного плана, снижение самооценки, уровня притязаний, ломку стереотипов, ценностных ориентаций и социальных установок.

Это в свою очередь, может отражаться в поведении мигранта, раздражительностью, агрессивностью, стремлении занимать оборонительную позицию, в ожидании негативных выпадов со стороны окружающих.

Необходимо знать психологические особенности некоторых народов.

К психолого-педагогическим проблемам адаптации к новой образовательной среде следует также отнести сложности отношений детей-мигрантов с учителями: ксенофобия среди учителей, если говорить об обратной связи «учитель — ученик».

Ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, нетерпимость — лежит чаще всего в основе межличностных отношений. Но ксенофобия учителей не является критической, т.к.

это проблема скорее общественного сознания, проблема всего общества.

Статистика мигрантов в россии статистика

Перепись населения – тоже недостаточно полный источник сведений о миграции. Автор одного исследования, посвященного этнической стороне переписи населения, считает, что в ней не отражаются данные о людях, уклоняющихся от нее. Особенно это относится к мигрантам, поэтому запрос статистических данных о миграции населения в России в 2015 году может носить лишь приблизительный характер.

Эмиграция из России бьет рекорд за последние 16 лет В России наблюдается мощный всплеск эмиграции граждан, массово покидающих и выезжающих на постоянное место жительства за рубеж.

Негативная тенденция началась еще в 2012 году, и уже в 2015 году по официальным данным Росстата из России навсегда уехало 350 тысяч человек что в 10 раз больше, чем например в 2010-м году. Это наибольшее количество эмигрантов за последние 16 лет.

Как и все волны эмиграции, нынешняя также имеет свои причины, которыми социологи называют социальную напряженность и ограничение политических свобод в стране.

Если иностранец прибыл на территорию РФ легально, но не оформил свою трудовую деятельность, он не попадет в статистику о количестве мигрантов в России в 2015 году. То же касается и членов их семей, а ведь, например, семьи из среднеазиатских стран в среднем состоят из 5 человек. Согласно данным ФМС, в России пребывает почти 3,9 млн граждан центрально-азиатских стран:

  • Узбекистана (1.784.151);
  • Таджикистана (861.045);
  • Казахстана (621.794);
  • Кыргызстана (563.080);
  • Туркменистана (24.121).

По территории переселения – на межгосударственную и внутригосударственную. К этой же группе можно отнести и маятниковую, которая заставляет жителей одной страны курсировать между ее разными регионами, к примеру, выезжая на работу или учебу. Нельзя забывать и о том, что миграция может быть добровольной и вынужденной.

Статистика по мигрантам за 2021 которые приехали в россию на пмж

В чем привлекательность России В результате проведенных исследований Российская Федерация вошла в мировую тройку лидеров в миграционном отношении. Страна принимает огромное количество иностранцев, уступая только США и Германии.

  • В чем привлекательность России
    • Сколько на данный момент мигрантов в РФ
  • Из каких стран едут мигранты
  • Основания для иммиграции в Россию
  • Меняет ли место жительства население РФ
  • Программы переселения для иностранцев
  • Проблемы, связанны с мигрантами

С этой точки зрения, от 50 до 70% мигрантов, считающих, что их детям-дошкольникам в России детский сад не требуется — тревожный показатель, и в интересах российского общества долю таких родителей, по возможности, снижать, проводя среди них информационную работу, ликвидируя бюрократические барьеры на пути попадания детей в дошкольные учреждения, и, наконец, увеличивая количество мест в детсадах, в том числе, и с учетом данной категории детей (детей-мигрантов).

  • В крупных городах русский всюду учат на Памире. Со 2го класса. Много у нас с высшим образованием. Есть, конечно, кишлаки. Вот к учителю русского языка в таком кишлаке подходят и спрашивают, как будет ведро на русском, а он отвечает «чиляк»! Поэтому если бы были кадры, то было бы легче. Имело бы смысл обучать учителей и отправлять туда.
  • Мой ребенок в Душанбе ходил в русскую школу, поэтому с русским ему попроще. Он прошел тест по русскому в школе, куда его все-таки взяли.

Считается, что детский центр должен подготовить ребенка к школе – если не к престижной частной, то хотя бы к местной муниципальной.

На практике это бывает далеко не всегда, поэтому начальный уровень образования ребенка мигрантов зачастую оставляет желать лучшего. Исправить эту ситуацию в школе порой так и не удается.

Отсюда – высокая безработица и как следствие высокий уровень преступности в эмигрантских кварталах, который формирует негативный образ приезжего в традиционно толерантном британском обществе.

За распахнутой дверью в желтом трехэтажном особнячке, затерянном в двориках около метро «Новослободская», – учебный центр для детей мигрантов, основанный «Гражданским содействием».

Сюда приходят дети, которые плохо владеют даже разговорным русским, и подростки, которым нужно подтянуть математику или английский. Учат всему этому волонтеры, среди которых много красивых девушек и попадаются американские студенты, которые сами плохо говорят по-русски.

На перемене все пьют чай с печеньями, несколько раз в месяц смотрят классику кино, справляют праздники. Корреспондент «НИ» попросила, чтобы ей дали позаниматься с самым плохо понимающим по-русски учеником. Им оказался шестилетний Дастан, полгода назад приехавший из Киргизии.

Он говорит только отдельные слова – названия предметов и цветов, зато прекрасно для своего возраста читает и пишет на русском: мама несколько месяцев водила его на подготовку к школе.

Статистика и основания иммиграции в Россию в 2021 году

Поскольку российские миграционные власти строго следят за соблюдением иностранцами режима пребывания, нужно сохранить миграционную карту, которая выдается во время въезда в страну, а также встать на миграционный учет в течение семи рабочих дней после прибытия. Исключение сделано для граждан Украины, которым разрешено находиться без регистрации до трех месяцев, а гражданам Казахстана, Беларуси и Армении – до месяца.

Определенные проблемы для страны представляет нелегальная иммиграция. Россия терпит убытки из-за неуплаты налогов трудовыми мигрантами, повышается уровень преступности. По мнению представителей миграционных органов, людей, которые живут в РФ нелегально, могло бы быть намного больше. Однако власти приняли ряд мер против злостных нарушителей режима:

В любом случае, ребенку лучше предоставить возможность учиться, чем лишить его такой возможности.

Ведь школа не только образовывает и воспитывает, она представляет собой уникальный механизм адаптации и интеграции юного гражданина, и в частности иностранного, в общество.

Кроме того, школа, по мнению экспертов, — единственный социальный институт, которому мигранты доверяют. Поэтому через школу может происходить адаптация и взрослых, особенно матерей детей-иностранцев.

Получается, что правовая ответственность за поступки взрослых перекладывается на детей. Не оформил папа-мигрант разрешение на работу, не выехал вовремя из России — ребенку такого папаши не место в российской школе.

Только вот, по мнению юристов, не вяжется такая трактовка закона с Конвенцией о правах ребенка, согласно которой государство обязуется обеспечить всем детям, независимо от их статуса или статуса их родителей, право на образование, здравоохранение и защиту от дискриминации.

Чего вы не знали о демографии России

Решение проблемы с детсадами и яслями. По текущим прогнозам к 2021 года все дети в возрасте от 2 месяцев до 3 лет должны иметь места без очередей и прочих проблем. Для этого во всех регионах строятся новые детсады. В общей сложности планируется создать более 700 новых объектов разной вместимости.

Всего в 2021 году почти 258 тысяч иностранцев получили гражданство РФ. Из них 85 тысяч украинцев, 40 тысяч казахов, 29 тысяч таджиков, 25 тысяч армян, 23 тысяч узбеков, 15 тысяч молдаван, 10 тысяч азербайджанцев, 9 тысяч кыргызцев, 4 тысячи белорусов и 2.5 тысяч грузин. В 2021 году гражданство получили 265 тысяч человек, в 2015 году — 210 тысяч.

Россия: Благодаря детям мигрантов школы улучшают статистику

Думаешь: ладно, главное, чтобы мои дети учились, получали образование. Стараешься не обращать внимания на такие слова. А детям еще сложнее. Взрослый один-два раза такое услышит, а ребенок получает сильный морально-психологический стресс, пока сдружится с местными детьми, освоится и начнет понимать здешнюю учебную программу.

— Утром в школу шла со слезами. В самом начале были случаи, когда одноклассники дразнили ее, обзывая китаянкой. А мы как раз в то время зачем-то коротко подстригли ее, сделали каре. И она стала противиться, говорить, что ей не нравится эта прическа, что не пойдет в школу.

Очень многое зависит и от самого ребенка. Потом она, конечно, стала более уверенной в себе, привыкла. Когда она была в Кыргызстане, то показывала успехи в изучении английского языка.

И она не стала идти на поводу у одноклассников, считая, что, может, она и не знает так хорошо русский язык, но лучше многих в классе владеет английским.

Миграция в России 2021

Статистика показывает, что около 60% из них попали в страну нелегально или у них уже истек срок действия разрешающей документации. Поэтому последние новости из ФСГС говорят о целом ряде перемен в миграционном законодательстве. Ясно только одно: по «фронту работ» эти изменения являются самыми глобальными в России.

Также по приезду в Россию на регистрацию дается 15 дней. В этот срок нужно успеть встать на учет. Изначально этот период должен был составлять неделю, но ее явно было бы недостаточно при таком наплыве мигрантов. Но если человек не успеет зарегистрироваться, то его пребывание в стране является незаконным.

Мигранты в россию статистика

В десятку лидеров также входят Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова и другие. Если говорить не о СНГ, то всего туда выехало 56730 чел. Лидерами являются Германия, Грузия, Китай, Корея. Около 1000 граждан выехало в США, такое же число отправилось в Эстонию и Турцию (по 1 тыс.

Канада отличается доброжелательностью к мигрантам, туда чаще всего едут молодые люди с высшим образованием, так как политика страны направлена на привлечение профессионалов из разных областей, поэтому для них предоставляются всяческие возможности для карьерного роста и реализации.

Сколько мигрантов в россии статистика

Люди могут привозить с собой вирусы и инфекции не свойственны данному региону, поэтому болезненность населения будет увеличиваться; Социальные и политические конфликты на основе разного восприятия мира, религиозных и политических убеждений; Повышение криминальной обстановки, вызванной низким уровнем воспитания, уровнем жизни и т.д. Внутренняя трудовая миграция По поводу внутренней М, то в России она очень активно развита, что вызвано огромной территорией и разными возможностями каждого региона.

Самыми популярными направлениями являлись США и Европа. Современную эпоху (начало XXI века) характеризует массовая утечка «мозгов», причиной чему стала низкая заработная плата и отсутствие финансирования научной и иных сфер знаний в России. Сегодняшняя ситуация приобрела несколько иные грани.

Читать еще –>  Будет ли индексация мат капитала в 2021 году

Источник: https://firstjurist.ru/pereplanirovka/statistika-deti-migranty-v-rossii

Дети мигрантов в российских школах

Статистика дети мигранты в россии

Как складываются их взаимоотношения с другими учениками и учителями.

Одна из серьёзных проблем, с которой столкнулась Европа, является миграция. С Ближнего Востока, из Азии люди перемещаются в соседние государства в поисках хорошей жизни.

Процесс переселения народов перешёл в активную фазу после обострения обстановки и начала боевых действий в ближневосточных странах — в Сирии, Ираке, Иране, Афганистане.

Традиционно эти страны исповедуют ислам, поэтому и для детей это является традицией. Европа заполнена мусульманами и представителями других культур и народов.

Мигранты в России

Не обошла эта проблема, то есть миграция, стороной и Россию.

В отличие от перемещающихся по Средиземному морю на самодельных плотах переселенцев с Ближнего Востока, в нашу страну хлынули на заработки представители бывших советских республик Средней Азии.

Их потоки так же исчисляются сотнями и тысячами. Общая граница между бывшими республиками одной страны позволяет пересекать её более цивилизованными способами в отличие от беженцев из ближневосточных стран.

Каждый день самолёты, поезда, автомобили, автобусы привозят в Россию всё больше и больше семей из соседних стран. Их детям нужно посещать школу. Проблема обучения детей мигрантов давно перестала носить единичный характер. В некотором роде она стала проблемой для коренных россиян. И дело тут совсем не в национальных и культурных или даже религиозных различиях.

В чем проблема учеников-мигрантов?

Рассмотрим ситуацию в обычной школе. Представить класс, в котором может находиться один или три ребёнка-мигранта сейчас очень просто. И казалось бы логичным, что все проблемы обучения этих детей будут касаться только их самих и их родителей.

Но традиционный процесс обучения направлен на всех учеников, находящихся в классе. Это означает, что учитель объясняет тему урока или ведёт опрос учеников на понятном языке для большинства учеников.

Для нескольких детей с плохим знанием русского языка понимать излагаемый материал и предъявляемые требования ко всем ученикам, сложно.

https://www.youtube.com/watch?v=SIO0HZjw2mE

В результате учителю приходится фокусировать внимание на паре-тройке учеников, выпуская из поля зрения остальной класс. хоть он и не обязан этого делать. Ведь принцип достижения результата, положительного результата, основывается на понимании материала именно большей массой учащихся.

При возникновении вопросов учитель может объяснить буквально за считанные минуты неясные моменты. Понимание языка учителя учениками и есть основной и главный инструмент обучения. Именно язык позволяет учителю донести до учеников новый материал.

Эмоциональная окраска, акцентирование на сложностях, использование примеров позволяет учителю сделать объяснения более понятными и запоминающимися.

А дети-мигранты в это время испытывают неудобства в силу плохого или совершенного незнания русского языка. Но ведь преподавание ведётся на языке страны, в которую прибыли эти дети.

То есть изучение русского языка до определенного уровня становится необходимым и даже обязательным. В противном случае ребенок останется малограмотным или неграмотным.

Чем им может помочь учитель? А как с ними могут общаться одноклассники?

Ведь учитель, преподавая, например русский язык, не обязан преподавать его как иностранный. Изначально его готовили быть специалистом для русскоговорящих детей в обычной средней школе.

Он может свободно излагать материал программы,находить правильные по его усмотрению пропорции материала для достижения положительного результата. Но он не может останавливаться на каждом слове и выяснять, понимают его речь ученики или не понимают.

Перед ним сидят дети, изначально владеющие понятным языком для обеих сторон – учителя и учеников.

Попытаемся представить класс в российской школе, в котором число детей-мигрантов в процентном соотношении больше, чем местных (и такое уже бывает). Учитель, при всём его желании и квалификации, будет не в силах донести материал равноценно для всего класса. Как итог для большей части класса новая тема будет не понята совсем.

По статистике число детей-мигрантов в отдельных школах и классах составляет те самые пятьдесят и больше процентов. Просиживание на уроках не приносит пользы для них и их будущего. А каждому местному ученику приходится прослушивать либо один и тот же материал по несколько раз, что тоже вызывает отторжение от учебы.

Детям сложно общаться

К языковой проблеме примешиваются, если можно так выразиться, и другие проблемы, тоже связанные с разными языками и менталитетом. Среди детей быстро проявляется этническая разобщённость не по причине врождённого расизма, а по причине отсутствия точек соприкосновения при знакомстве друг с другом.

Дети не разговаривают друг с другом потому, что не знают языка друг друга. Вот и получается, что, сидя в одном классе и являясь формальными одноклассниками, дети не проявляют интереса и любопытства друг к другу. Коллектив из двадцати пяти человек остаётся «мёртвым» телом.

По этой причине родители задумываются над тем, чтобы переводить своих детей из таких классов в те классы, в которых местных детей больше. Родители думают о будущем своих детей. А мигрантов конечно научат читать и писать – это азы для приехавших временно и не мечтающих о профессиях, не связанных с физическим трудом. В проигрыше остаются местные дети.

И если эту проблему не решать на современном этапе, то итоги могут оказаться плачевными для всего государства.

В чем вы видите решение этой проблемы?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5e16d7a0433ecc00ae3fe385

Сколько мигрантов в России в 2021 году: статистика количества иммигрантов и эмигрантов

Статистика дети мигранты в россии

Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны.

Сколько мигрантов в России

Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету. Согласно статистике МВД РФ, с января текущего года по ноябрь миграционная ситуация следующая.

Миграционная сводка МВД за 2021 и 2021 гг.

Почти 16,5 миллионов иностранных граждан поставлено на миграционный учет в 2021 году, против 14,5 миллионов учтенных за 2021 год.

Виды миграции

Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.

Зачем иностранцы едут в РФ

Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:

  • Личная безопасность и безопасность семьи;
  • Медицинское обслуживание в доступной форме;
  • Возможность получения образования;
  • Наличие работы и средств к существованию;
  • Наличие жилья или возможность его приобретения;
  • Доступность необходимых для качественного питания продуктов.

Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.

Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2021, 2021 и 2015 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.

Мигранты из Узбекистана

Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.

Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.

Мигранты из Таджикистана

Это государство на втором почетном месте по числу покинувших его и отправившихся в Россию граждан. Из 1 745 555 гостей России за три первых квартала года работать приехали почти 800 тысяч человек.

Кстати. Поток таджикских трудовых мигрантов снизился, несмотря даже на объявленную правительством России амнистию «невъездных» граждан этой страны и разрешение им пересечь границу федерации.

Мигранты из Украины

Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2013 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.

График эмиграции из Украины

Распределение по российской территории

Традиционно больше всего работников стремится в Москву и область, а также в Санкт-Петербург.

Таблица. Территориальное распределение иммигрантов

ТерриторияКоличественный показатель (прибыло человек за 1-3 квартал 2021 г.)
Москва1 249 664
Санкт-Петербург и область718 567
Московская область343 508
Свердловская область100 485

Кроме центральных областей у иммигрантов популярны:

  • Самарская обл.;
  • Иркутская;
  • Новосибирская;
  • Краснодарский край;
  • Ханты-Мансийск;
  • Татарстан.

Незаконная иммиграция

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2021 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Эмиграция – куда едут россияне

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Важно! В отличие от иммиграционного потока, который идет в РФ из ближнего зарубежья и состоит на 80% из неквалифицированных или имеющих низкую квалификацию работников, из России в основном уезжают специалисты средней и высшей квалификации.Росстат – график эмиграции из России

Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.

Страны, в которые едут россияне:

  • США;
  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Грузия;
  • Израиль;
  • Великобритания;
  • Чехия;
  • Норвегия;
  • Испания;
  • Новая Зеландия;
  • Швейцария;
  • Турция;
  • Корея;
  • Эстония.

Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество.

Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.

Кстати. Если верить статистике, большинство уехавших все же предпочли проживание в странах с равным российскому экономическим уровнем – государствах СНГ.

За предыдущий год уехало из федерации 313 210 человек, 256 480 из них – в СНГ. Это:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Молдова;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

В остальные страны мира выехало всего 56 730 российских граждан.

График российских миграционных процессовВажно! В Российской Федерации, как ни в одной другой стране, развита внутренняя миграция. Когда из дальних округов одни люди едут в центр страны, для престижа, а другие наоборот уезжают в северные округа ради высоких заработков.

Миграционный прогноз

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.

График коэффициентов чистой миграции

Миграционные процессы неизбежны. В них вовлекается все больше людей. Это не может оцениваться в терминах «хорошо» и «плохо». Каждый человек имеет право выбрать для жизни страну, которая ему нравится. Главное, сделать это легально, не нарушая государственные и миграционные законы.

Источник: https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/statistika/

Как дети-мигранты учатся в российских школах и почему об их проблемах почти не говорят

Статистика дети мигранты в россии

Дети, для которых русский язык не родной, учатся во многих российских школах. Но практически нигде для них нет адаптационных классов или уроков русского как иностранного. Почему так происходит, в эфире «Радиошколы» рассказала бывший директор интеграционного центра для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети» Анна Тер-Саакова.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Мы не знаем, сколько детей-мигрантов учится в российских школах

Под «мигрантами» большинство людей понимают совершенно разные социальные группы, которые могут быть практически ничем друг с другом не связаны. Исследователи вообще от этого термина отказываются. Люди разных поколений, разного трудового и жизненного опыта под «мигрантом» будут понимать каждый своё. Поэтому же непонятно, кого в российских школах считают мигрантами.

Для директоров и учителей нередко это любой ребёнок, который внешне не похож на жителя средней полосы России. Коллеги из Высшей школы экономики проводили в подмосковных школах фокус-группы.

На просьбу выделить детей-мигрантов им указывали на ребят, которые внешне не похожи на одноклассников или у которых нерусская фамилия

Пока мы не поймём, кого подразумеваем под мигрантами, мы не сможем закрепить в законодательстве их особые образовательные потребности и нормально учить этих детей.

У нас даже нет статистики, сколько в московских и российских школах учится детей с миграционным опытом. Мы также не знаем точно, скольких детей приезжих отказываются принимать в российские школы.

Нередко у приезжих, когда они пытаются устроить детей в школу, требуют российскую регистрацию по месту жительства. Это незаконное требование, оно противоречит 43-й статье Конституции.

Но людям, которые слабо владеют русским языком, страшно просто разговаривать, не то что пытаться отстоять свои права. Они молча разворачиваются и уходят. Даже не просят письменный отказ.

Если его удаётся получить, то наши коллеги из комитета «Гражданское содействие» просто идут в суд. Но таких случаев единицы.

В России не принято говорить о проблемах школьников-мигрантов

У нас нет общей для всех школ системы работы с детьми-инофонами. Нет и спокойного, конструктивного общественного диалога на эту тему. Коллегам из образования не советуют её обсуждать — мол, у нас всё хорошо и нет никаких проблем.

Нередко мы сталкиваемся с тем, что школьное руководство больше заботит результат ЕГЭ. Только учитель, который ближе к детям, думает, как облегчить учёбу ребёнка-мигранта. Они приходят к нам на семинары (всероссийские семинары по интеграции и обучению детей с опытом миграции. — Прим. ред.) и говорят: «Хорошо, что мы здесь хотя бы можем об этом поговорить».

В отличие от России, во французских и немецких школах есть специальные «приветственные классы» для мигрантов. Например, во Франции ребёнка сначала тестируют на знание родного языка. То есть оценивают в первую очередь его когнитивные способности. Если он хорошо знает какой-либо язык, то без проблем освоит и французский.

После ребёнок ходит с другими такими же ребятами в школу, где простые занятия вроде ИЗО и физкультуры у него ведут на французском. Затем его переводят в другой класс, где на французском преподают предметы посерьёзнее и дают больше домашних заданий. В России же последние два-три года мы видим только частные инициативы.

Педагоги сами придумывают программы, чтобы работать с такими детьми. Им настолько не всё равно, что они тянут на себе огромное количество дополнительной работы

По похожей на французскую схеме работают с детьми с миграционным опытом в одной из школ Красногорского района Московской области. Когда дети приходят впервые, их тестируют на знание русского языка. Затем им дают дополнительные часы русского как иностранного.

Недавно я общалась с учителями в одном из городов Красноярского края, и их возмутила сама идея проводить тестирование. В их школах по итогам обязательного теста решалось, будет ли ребёнок-мигрант вообще там учиться.

Во французской системе тест — это основа для следующей работы. Он показывает возможности ученика, а не его текущие знания. Но учителя, видимо, этого не поняли. Они и так загружены бумагами, а тут им предлагают новые.

В школах мало детей, которые совсем не говорят по-русски

В 2021 году Высшая школа экономики проводила исследование в так называемых школах со сложным социальным контекстом. Это школы, в которых учится много детей с миграционным прошлым. Они выяснили, что детей, которые совсем не владеют русским, в российских школах не так много, как могло казаться.

Родители считали, что два-три мигранта в классе — это апокалипсис. Действительно, если в классе будет даже два инофона, это всё равно затормозит процесс для всех остальных. Но оказалось, что эти «мигрантские» школы изначально были слабенькими. Поэтому именно туда, а не в гимназии или школы с углублённым изучением предметов, отправляли учиться детей, которые не говорят по-русски.

Все исследователи, которые занимаются миграцией, говорят, что Москва не тот город, где в ближайшие годы отдельные районы могут превратиться в гетто. В школе возле рынка «Садовод», конечно, будет меньше русскоязычных детей. Но так ли много подобных школ в Москве?

Дети-мигранты сами начинают общаться между собой на русском

Эмигрируя, люди одновременно стремятся сохранить собственные традиции и адаптироваться к местному образу жизни и норме поведения. Хотя для кого-то свои культурные особенности — последняя определённая вещь в жизни, которая даёт им какие-то силы и уверенность в себе.

Иногда дети-мигранты рано перестают ходить в школу, потому что начинают помогать родителям (например, папе на рынке). С другой стороны, ситуации, когда в Москве девочку в 12–13 лет выдают замуж (в 2021 году!), случаются очень редко.

Конечно, ребёнок из городской таджикской семьи, чьи родители занимаются русской литературой в университете, отличается от ребёнка из той, тоже городской, где никогда не говорили на русском. Последнему будет нужна глубокая языковая интеграция.

Но если у ребёнка оба родителя работают в русскоязычной среде, процесс языкового и социального включения пройдёт довольно быстро. Дети из самых разных стран иногда сами выбирают языком общения русский, чтобы понимать друг друга.

Хотя сами они могут быть родом из Киргизии, Афганистана и Конго.

Родители-мигранты не должны бояться русскоязычной школы, если они плохо говорят

Когда в российские школы пришли дети-мигранты, учителя столкнулись с тем, чего раньше не видели: с мотивированными, но не знающими русского языка учениками. Проблема в том, что в основном учителя в наших школах не умеют преподавать его как иностранный.

Некоторые школы отправляют учителей на курсы повышения квалификации, собирают свои учебные программы. По нашим наблюдениям, есть два подхода. В одних школах предпочитают преподавать мигрантам сначала русский как иностранный. В других считают, что ребёнок сам выучит язык, но при этом нужно сразу же обеспечить ему максимальное включение в коллектив.

В одной школе в подмосковной Балашихе провели фестиваль культур и так подружили всех родителей. Не нужно было изобретать ничего нового. Дети вытянули бумажки, кто что будет танцевать, чтобы грузины танцевали, например, гопак. В этой ситуации они, сами того не сознавая, используют метод, который любят наши французские коллеги.

Ребёнок выступает для других экспертом и консультирует, как правильно танцевать танец его народа

Теперь родители хорошо чувствуют себя в пространстве школы и понимают, какие нормы здесь соблюдают. Конечно, этого результата не достичь мгновенно, да и вопрос знания русского языка он не снимает.

Зато проходит социальное напряжение между местными родителями и приезжими, которые боялись зайти в школу и с кем-то там заговорить. Другие способы, которые используют в подмосковных школах, чтобы учить детей-инофонов русскому, — это изучение фольклора, преподавание русского через фильмы и песни, игровые методики.

Любому ребёнку будет проще освоиться в школе, где понимают ценность его личности и не принимают за чужого. Тогда и у большой группы детей-инофонов не будет желания кучковаться, создавая своё государство в государстве. Это же своего рода защитный механизм. Хорошие педагоги могут эту проблему решить.

Полную запись интервью с Анной Тер-Сааковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Источник: https://mel.fm/shkola/7524918-migrants_study

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.